АЙВАЗОВСКИЙ (Гайвазовский) Иван Константинович
И. К. Айвазовский родился в семье разорившегося коммерсанта, армянина по
национальности. Детство его прошло в бедности, но одаренность мальчика была замечена,
ему помогали. Кое-чему он научился у местного архитектора, потом в симферопольской
гимназии, где показал такие успехи в рисовании, что влиятельные лица в 1833 г.
посодействовали его поступлению в АХ. Учился он у пейзажиста М. Н. Воробьева, но
собственные интересы определились не сразу. Решающую роль сыграл приезд в Петербург
француза Ф. Таннера, художника, владевшего приемами изображения воды. В начале 1836 г.
Таннер взял юношу себе в помощники и обучил этим приемам. Уже осенью того же года
Айвазовский представил на академическую выставку 5 морских пейзажей. Картины были
высоко оценены, появились отклики в газетах. В 1837 г. за две новые работы ("Штиль на
Финском заливе" и "Большой рейд в Кронштадте") он получил большую золотую медаль и
звание художника. Весной 1838 г. Айвазовский вернулся в Феодосию, где устроил себе
мастерскую и начал работать. Набираясь опыта, писал тогда главным образом с натуры, а в
мастерской лишь заканчивал начатое.
1840-44 гг. Айвазовский в качестве заграничного пенсионера АХ провел в Италии, а
также посетил Германию, Францию, Испанию, Голландию; плодотворно трудился,
экспонировал свои работы и повсюду имел успех. После возвращения получил звание
академика АХ и был причислен к Главному морскому штабу. Это позволило ему уже в
следующем году вместе с экспедицией русского мореплавателя и географа Ф. П. Литке
побывать в Турции, Греции, Малой Азии и набраться новых впечатлений. Не раз
путешествовал он и впоследствии: ездил на Кавказ, в Египет, Ниццу, Флоренцию, даже в
Америку.
В 1846 г. Айвазовский построил себе в Феодосии новую просторную мастерскую, где в
основном и работал. С натуры он больше не писал, полагаясь на редкостную зрительную
память и на приемы, которые усвоил когда-то и с тех пор усовершенствовал, доведя до
известного автоматизма. Художник мог исполнить большую картину за несколько часов, что и
делал не раз, щеголяя своим умением перед изумленными зрителями.
Наследие Айвазовского - целая изобразительная энциклопедия моря, запечатленного в
разнообразнейших состояниях. 6000 картин, оставленных им, неравноценны. Среди них есть
и шаблонные, и среднего качества, но есть и отличные, вроде знаменитого "Девятого вала"
(1850), который волнует своей эффектной романтичностью, или "Черного моря" (1881),
решенного, напротив, с удивительной сдержанностью. Кроме того, Айвазовский написал
немало исторических батальных картин, повествующих о победных сражениях русского
флота. Изображение моря было единственным, что он умел и любил делать. Пытаясь писать
обычные пейзажи, он получал более скромные результаты, а изображая человека,
обнаруживал беспомощность.
Романтически настроенный живописец, влюбленный в морскую стихию, Айвазовский
был вместе с тем художником нового на российской почве типа - умеющим разумно
распорядиться талантом и полновесно пользоваться плодами неустанного труда. Он первым,
еще до организации ТПХВ, начал устраивать свои выставки в крупных губернских городах.
Благосостояние его росло, и значительную часть денег он тратил на общественные нужды,
заботясь о родном городе: в 1865 г. открыл в Феодосии первую художественную школу, а в
1880-м - картинную галерею.
При жизни Айвазовского состоялось более 120 выставок его картин не только в России,
но и во многих странах. В 1847 г. художник был удостоен звания профессора АХ, с 1887 г.
стал почетным членом Петербургской АХ. Он был также членом Штутгартской,
Флорентийской, Римской и Амстердамской академий. Огромный успех, сопутствовавший ему
чуть ли не с самого начала деятельности, надолго пережил его - Айвазовский и по сей день
остается популярнейшим и любимейшим многими художником.
|