АКИМОВ Николай Павлович
Н. П. Акимов попал в Петербург совсем юным, и почти вся его жизнь оказалась прочно
связанной с этим городом. Обучался он в студии С. М. Зейденберга (1915-18), через
несколько лет поступил в АХ, но оставил ее, не доучившись. Занимался книжной графикой и
успел создать себе имя, но по-настоящему нашел себя в сценографии. Работа в театре
настолько увлекла его, что в конце 1920-х гг. он обратился и к режиссуре, сделав ее второй,
если не первой, профессией: в 1933 г. возглавил Ленинградский мюзик-холл, а в 1935-м -
знаменитый Ленинградский театр комедии, художественным руководителем которого
оставался до самой смерти (кроме 1949-55 гг., когда был вынужден перейти в другой
коллектив).
Театр был подлинным центром разнообразных творческих интересов Акимова.
Славились его озорные и изящные, подчас парадоксальные комедийные спектакли, среди
них особое место принадлежало первым интерпретациям пьес-сказок Е. Л. Шварца.
Декорации и костюмы, созданные Акимовым после войны - большей частью к собственным
постановкам,- неизменно отличались редкой фантазией и изобретательностью ("Тени" М. Е.
Салтыкова-Щедрина, 1952; "Дело" А. В. Сухове-Кобылина, 1955;
"Дракон" Е. Л. Шварца, 1962; "Дон-Жуан" Дж. Байрона, 1963). Оригинальные афиши,
которые он исполнял к каждому своему спектаклю, были неотъемлемой частью городской
рекламы в 1930-60-х гг.
В огромной серии живописных и графических портретов, создаваемых мастером на
протяжении нескольких десятилетий, предпочтение отдавалось людям театра - актерам,
режиссерам, драматургам. Темы театра и драматургии преобладали и в его книжной графике,
к которой он вернулся и 1960-х гг. после длительного перерыва. Преимущественно
проблемам театра были посвящены и ею блестящие полемические статьи, составившие
впоследствии два тома.
Прирожденный педагог, Акимов с 1955 г. преподавал в Ленинградском театральном
институте на основанном и возглавляемом им постановочном факультете (с 1960 г.
профессор), где воспитал многих превосходных мастеров сценографии. Блестящий и
остроумный человек, Акимов входил в художественную элиту своего города, определяя се
высокий уровень и неповторимое лицо.
|