АЛЬТМАН Натан Исаевич
Родившийся в провинции и рано лишившийся отца, Н. И. Альтман всего достиг
собственными силами и благодаря таланту. Учился он в Одесском художественном училище
(1902-07), но оставил его, не удовлетворенный преподаванием, и вернулся в Винницу, где
начал работать самостоятельно. В конце 1910 г. он сумел съездить в Париж и пробыл там
всего одиннадцать месяцев, но полученных впечатлений ему оказалось достаточно, чтобы
завершить профессиональное становление и определить свой путь в искусстве.
Феноменальная природная чуткость позволяла Альтману быстро подхватывать и органично
усваивать актуальные художественные идеи своего времени, а редко встречающийся
врожденный профессионализм - тотчас воплощать эти идеи в безукоризненно артистичной и
элегантной, легко воспринимаемой форме, к какой бы области творчества он ни обращался. В
конце 1912 г. молодой художник перебрался в Петербург, где, своеобразно применяя приемы
недавно зародившегося во Франции кубизма, за короткое время стал одним и:( наиболее
заметных живописцев. Знаменитый "Портрет поэтессы Анны Андреевны Ахматовой" (1914)
упрочил его известность. Столь же успешными были его опыты в скульптуре ("Автопортрет",
1916), графике (цикл "Еврейская графика" по мотивам надгробных рельефов, 1914) и
сценографии (пьеса "Чудо святого Антония" М. Метер-линка в петроградском
литературно-артистическом клубе-кафе "Привал комедиантов", 1916).
После Октябрьской революции Альтман, как большинство художников "левого"
направления, развил кипучую общественную деятельность и сам продуктивно трудился:
исполнил ряд скульптурных работ, занимался промышленной графикой (эскизы
почтовых марок), создал получивший известность проект праздничного оформления площади
Урицкого (Дворцовой) в Петрограде к 7 ноября 1918 г., сделал серию выразительных
портретных зарисовок В. И. Ленина, изданных тогда же альбомом и ставших популярными.
Приемы внимательно изученного и мастерски примененного супрематизма он использовал в
цикле беспредметных картин: "Петрокоммуна", "Материальный подбор", "Россия. Труд" и др.
(1919-21). Но в последующие годы он сосредоточил свои усилия на графике - станковой
(серия портретов современных писателей, 1926-27) и книжной, в которой быстро сумел
выработать собственный острый, запоминающийся стиль. Особенно же плодотворной была
его деятельность в театре. Работа с выдающимся режиссером Е. Б. Вахтанговым над
историческим спектаклем по пьесе Ан-ского "Гадибук" (театр-студия "Габима", 1921) и затем
сотрудничество с ГОСЕТом ("Уриэль Акоста" К. Гуцкова, 1922; "Женитьба Труадека" по пьесе
Ж. Ромена, 1927, и др.) создали ему репутацию крупного театрального художника.
Весной 1928 г. Альтман выехал с театром на гастроли в Европу и после окончания
гастролей остался во Франции. Ознакомление с процессами, происходившими в
современном французском искусстве, побудило его вернуться к живописи. Художник написал
большое количество пейзажей и натюрмортов, в которых он тонко и своеобразно возрождал
традицию импрессионизма. При этом Альтман по-прежнему был мастером на все руки:
отлично оформил несколько детских книг, подготовил очень интересные иллюстрации к
"Петербургским повестям" Н. В. Гоголя (1933-34, изданы в 1937) и серию литографий на темы
Ветхого Завета, а также занимался дизайном и оформлением интерьеров. Вернувшись на
родину в 1935 г., Альтман попал в тяжелую политическую обстановку идеологического
давления и разворачивающегося террора. Его живопись настолько не отвечала критериям
внедряемого социалистического реализма, что он был вынужден вообще оставить ее и
заниматься только сценографией и книжной графикой, где определенная специфика работы в
какой-то мере позволяла избегать идеологических придирок и быть менее заметным. Среди
его созданий той поры выделялись декорации к известным шекспировским пьесам,
поставленным ленинградскими театрами (ГБДТ - "Король Лир", 1941; Театр драмы им. А С.
Пушкина - "Отелло", 1944, "Гамлет", 1954), эскизы костюмов к кинофильму "Дон-Кихот"
(1955), иллюстрации к произведениям Шолом-Алейхема, В. Бласко Ибаньеса, Э. Кастро, Э.
Золя и др. В последние годы жизни Альтман создал несколько станковых живописных
композиций по мотивам прежних театральных эскизов.
|