АННЕНКОВ Юрий Павлович
Раннее детство Ю. П. Анненкова прошло на далекой Камчатке, куда был отправлен на
поселение его отец, бывший член организации "Народная воля". В 1893 г. семья вернулась в
Петербург. Дача Анненковых в Куок-кале, местечке под Петербургом, находилась недалеко
от имения И. Е. Репина. С детства окруженный творческими людьми, будущий художник
рано увлекся рисованием. В 1906 г. Анне'нкова исключили из казенной гимназии за
"политическую неблагонадежность", выразившуюся в карикатурах для ученического
нелегального журнала. Это, правда, не помешало ему получить аттестат зрелости и в 1908 г.
поступить на юридический факультет Петербургского университета. Художественное
образование Анненкова не было систематическим. Еще в гимназические годы он посещал
занятия в ЦУТР. В 1908 г. занимался в студии С. М. Зейденберга, где его соучеником был М.
3. Шагал. Однако вступительные экзамены в АХ Анненков не сдал и поступил в студию Я. Ф.
Ционглип-ского. По совету своего учителя в 1911 г. он уехал в Париж, где продолжил
обучение в мастерских М. Дени и Ф. В;>ллоттона - художников знаменитой группы "Наби". В
1913 г. Анненков дебютировал двумя картинами на выставке Салона Независимых в Париже.
Ранний период творчества художника связан главным образом с занятиями живописью
("Желтый траур", "Адам и Ева", "Купальщики", "Автопортрет", все 1910-е). Вернувшись в
1913 г. в Россию, Анненков увлекся графикой. Его рисунки стали появляться на страницах
журналов "Аргус", "Лукоморье", "Отечество", "Сатирикон", "Театр и искусство". Другим
увлечением художника был театр. В его декорациях шли спектакли на сцене Театра В. Ф.
Комиссар-жевской, много работал он и для театра Н. Н. Евреинова "Кривое зеркало".
Самым значительным периодом в творчестве Анненкова были послереволюционные
годы. Он принимал участие во всех художественных начинаниях тех лет. Художник входил в
правление петроградского Дома искусств, был одним из организаторов ОСТа в 1921 г.,
заведовал художественной частью театра политической сатиры "Вольная комедия",
публиковал статьи и эссе в журнале "Жизнь искусства". В 1920 г. оформлял грандиозные
народные зрелища "Взятие Зимнего дворца" на Дворцовой площади и "Гимн
освобожденному труду" (совместно с М. В. Добужинским и В. А. Щу-ко) возле здания Биржи
в Петрограде. В том же году Анненков был избран профессором АХ. Занимаясь графикой,
художник сотрудничал с издательствами "Радуга", "Всемирная литература", "Красная новь",
иллюстрировал произведения Дж. Лондона, К. И. Чуковского, Н. Н. Евреинова, рисовал для
сатирических журналов. Вершиной его графического искусства стали иллюстрации к третьему
изданию поэмы А. А. Блока "Двенадцать" (1918). Сам Блок высоко ценил рисунки Анненкова
и видел в них "параллельный графический текст". В гибкой графической манере, используя
принцип монтажа, свободного соединения отдельных реалий быта, деталей и частей
изображения, Анненков показал распадающийся старый мир, стихию революции.
В 1921 г. художник выступил как реформатор традиционного театра, опубликовав в
журнале "Дом искусств" статью "Театр до конца", по сути - манифест абстрактного театра.
Вскоре Анненков осуществил свои идеи на практике. Для постановки пьесы Г. Кайзера "Газ"
в петроградском ГБДТ (1923) он, стремясь избавиться от статики на сцене, впервые
использовал "динамические", движущиеся декорации и меняющееся освещение.
Анненковым была создана целая галерея живописных и графических портретов
деятелей русской культуры 1910-20-х гг. Он запечатлел А. М. Горького, В. Ф. Ходасевича, В.
Б. Шкловского, М. А Кузмина, А А Ахматову, В. В. Хлебникова и др. Особое место в его
творчестве занимают портреты государственных и политических деятелей тех лет:
В. И. Ленина, Л. Д. Троцкого, Г. Е. Зиновьева, Л. Б. Каменева, К. Радека и др. В них
наиболее полно выразился парадоксальный стиль Анненкова. Например, в живописном
портрете М. А. Шерлинга (1918) он использовал кубистические сдвиги, сочетая их с
превосходным, почти академическим рисунком. В графических портретах художник
демонстрировал виртуозное владение техникой, применяя то послушную линию, то
мастерскую штриховку, то сплошное пятно, всегда подмечая самое яркое и характерное в
облике своих героев. Эти изображения, порой крайне лаконичные, предлагают как бы
"формулу" лица.
Летом 1924 г. Анненков поехал в Италию на открытие советского павильона на
Международной выставке в Венеции. В Россию он больше не вернулся. Анненков поселился
в Париже и приобрел широкую известность как художник театра и кино. Он сотрудничал с Н.
Ф. Балиевым, Б. Ф. Нижинской, М. А. Чеховым, С. М. Лифарем, оформил свыше 60
спектаклей и создал эскизы костюмов и декораций к более чем 50 кинофильмам. В 1954 г. за
свои костюмы Анненков был удостоен премии "Оскар". Он пользовался популярностью и как
портретист. К этому времени относятся его портреты И. Э. Бабеля, И. Г. Эренбурга, Ж. Кокто,
М. Равеля, О. А. Спесивцевой и др. За рубежом раскрылся литературный дар Анненкова. Его
мемуары "Дневник моих встреч" представляют серию ярких литературных портретов русских
писателей, художников, музыкантов. Под псевдонимом Б. Темирязев он написал книги
"Повесть о пустяках" и "Рваная эпопея".
|