АРГУНОВ Иван Петрович
Судьба этого замечательного живописца драматична. Крепостной графа П. Б.
Шереметева - одного из богатейших людей своего времени, владельца знаменитого
Фонтанного дома (Петербург) и усадьбы Кусково под Москвой, - И. П. Аргунов принадлежал
к талантливой семье крепостных интеллигентов - художников и архитекторов. Всю жизнь
Аргунов должен был исполнять многочисленные хозяйственные обязанности. Был
управителем домов (фактически дворцов) П. Б. Шереметева сначала в Петербурге, затем в
Москве. Конечно, в отличие от многих русских художников, Аргунов никогда не знал нужды,
но могло ли это заменить свободу? Всю жизнь он испытывал двойственность своего
положения: с одной стороны - признанный художник, с другой - бесправный раб. А ведь уже
в 1750-х гг. авторитет Аргунова был столь велик, что именно к нему в мастерскую
направляются учениками "спавшие с голоса" певчие придворной капеллы А. П. Лосенко, К.
И. Головачевский и И. С. Саблуков, будущие академики живописи. Судя по всему, в 1746-47
гг. Аргунов учился у Г.-Х. Гроота, придворного художника императрицы Елизаветы Петровны.
Во всяком случае, в 1747 г. вместе с Гроотом молодой живописец исполняет иконы для
церкви Большого Царскосельского дворца.
Иконы Аргунов писал и позже. Но главным его призванием был портрет. В 1750 г.
художник завершает парадный "Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского", в 1754-м -
парный к нему "Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской". Особенно хорош портрет
княгини. Он несколько жестковат по исполнению, что, впрочем, вполне естественно для
совсем молодого художника, когда стремление к тщательности и законченности исполнения
еще не соединяется со свободой и легкостью. Однако именно эта жесткость в сочетании с
построенным на оттенках холодных цветов колоритом (голубое с серебряными узорами
платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придает портрету своеобразную хрупкую
прелесть. В будущем Аргунов станет писать мягче и технически совершеннее, однако
сохранит приверженность к точному и ясному рисунку, изысканно-сдержанному колориту и
спокойное, внимательно-доброжелательное отношение к своим моделям. Таким спокойным и
доброжелательным предстает перед нами сам Аргунов на автопортрете (ок. 1760; в
экспозиции ГРМ выставлен как "Портрет неизвестного скульптора", а парный к нему портрет
М. Н. Аргуновой, 1760-е, - как "Портрет жены неизвестного скульптора").
В портретах супругов К. А. и X. М. Хрипуновых (1757), людей близких к семейству
Шереметевых и, вероятно, добрых знакомых художника, он создает новый для России тип
интимного (камерного) портрета. Муж изображен с газетой, жена с книгой. И это сразу говорит
об образованности супружеской четы: читающая женщина в России середины XVIII в. еще
редкость.
Естественно, Аргунов неоднократно писал портреты Шереметевых ("Портрет графа П. Б.
Шереметева с собакой", 1753; "Портрет графа П. Б. Шереметева", 1760, и парный к нему
"Портрет графини В. А. Шереметевой", середина 1760-х, и др.). Среди них выделяется
"Портрет В. П. Шереметевой" (1766), на котором представлена младшая дочь Петра
Борисовича, очаровательная круглолицая девушка в расшитом цветами платье. Писал
художник и "исторические" портреты предков своих хозяев - фельдмаршала Б. П.
Шереметева, князя А. М. Черкасского. Писал и императриц - Елизавету Петровну и Екатерину
II.
Но более известен "Портрет калмычки Аннушки" (1767). Любимая воспитанница В. А.
Шереметевой, милая девочка, держит в руках гравированный портрет уже покойной хозяйки.
В середине XVIII в. среди русской аристократии была мода на калмычат, как до того - на
арапчат.
В 1768 г. Аргунов создает одну из лучших своих работ - "Портрет Толстой". Немолодая
женщина с умным спокойным лицом изображена с вязаньем в руках, что вносит неожиданно
интимную ноту в парадный по типу портрет.
1760-е гг. - время расцвета творчества Аргунова. Но в конце их П. Б. Шереметев
переселяется в Москву, а художника назначает управителем своего Миллионного дома в
Петербурге, что налагает на Аргунова массу новых обязанностей. В 1770-80-х гг. он пишет
мало, но именно в это время появляется его едва ли не самое знаменитое произведение -
"Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме" (1784) - первое такого рода в русском
искусстве. Вероятно, изображена действительно женщина из простонародья, возможно
кормилица, в этнографически точном наряде крестьянки Московской губернии (а не актриса в
театральном "парадном" костюме, как считали некоторые исследователи).
В 1788 г. Аргунов назначен управителем Московского дома Шереметевых. В Москве он
почти не работает как художник. Занимается хозяйственными делами. Обучает своих
сыновей (Павел - архитектор, Николай - живописец, Яков - живописец и график). Принимает
участие в строительстве знаменитого дворца-театра в Останкино (арх. П. И. Аргунов).
|