АРХИПЕНКО Александр Порфирьевич
Произведения А. П. Архипенко перевернули мировые представления начала XX в. о
скульптуре, развязали руки и освободили глаза многим художникам-скульпторам. Именно
Архипенко впервые "составил" единую форму из различных неэквивалентных форм, вводя в
композиции стекло, дерево, металл, целлулоид. Пластика, движение, выявленная
конструкция и конструктивность, лиричность - основные качества его работ, высоко
оцененные современниками - Г. Аполлинером, П. Пикассо, Ф. Леже, М. Дюшаном, Р. и С.
Делоне, А. Родченко, П. Ковжуном, последователями и исследователями.
Архипенко родился в семье профессора Киевского университета,
инженера-изобретателя П. А. Архипенко. Его дед был художником-иконописцем. Будущий
скульптор с детства питал любовь к искусству и математике, изобретательству,
конструированию. Занятия живописью начал, по собственным воспоминаниям, в 1900-01 гг. с
копирования из книги рисунков Микеланджело. В 1902-05 гг. учился в Киевском
художественном училище, откуда был исключен за критические замечания в адрес учителей,
преподававших по старой системе. Продолжал образование в частных студиях Москвы. В
1908 г. Архипенко поселился в Париже, где недолго учился в Школе искусств, затем
штудировал в музеях вместе с А. Модильяни древнюю скульптуру Египта, Ассирии,
Центральной Америки, Африки.
В 1908-11 гг. создал бронзовые скульптуры "Адам и Ева", "Женщина с кошкой",
"Саломея", "Сусанна", "Сидящая обнаженная". Акцентировал внимание на пластике целого,
обтекаемости формы и фактурности поверхности. Работал также в керамике. В 1910 г. открыл
мастерскую на Монпарнасе, участвовал в выставках в Гааге и Берлине, работал совместно с
группой художников и скульпторов-кубистов. В 1912 г. создал серию фигур "Цирк Медрано",
построенных с помощью элементарных геометрических форм. В том же году, ограничивая
связи с кубизмом, находя в нем больше формального, нежели творческого, Архипенко
основал в Париже собственную школу; совершил длительное путешествие с выставкой своих
работ по Италии, Швеции, Германии, Чехии.
В годы Первой мировой войны Архипенко жил в пригороде Ниццы, работал в области
"скульпто-живописи", сочетая трехмерное и плоскостное ("Эспаньола", 1916;
"Натюрморт с книгой и вазой на столе'", 1918), исполнил фигуры со сквозными
отверстиями, впервые в мировой скульптурной практике используя пространство "внутри" и
"пустоту" как изобразительный элемент, равный материальному. Создал вытянутые вверх
полуабстрактные металлические и каменные торсы, вазоподобные скульптуры: "Женщина,
укладывающая волосы" (1915), "Луч" (1918), "Ваза-женщина" (1919)и др.
В 1921 г., женившись на немке А. Бруно-Шмиц, Архипенко поселился в Берлине,
открыл там художественную школу. Состоявшаяся в том же году в нью-йоркском Музее
современного искусства выставка работ Архипенко имела шумный успех. Появились
монографии о художнике на многих европейских языках, в том числе на русском.
Вскоре, в 1923 г., скульптор переехал в США, в 1928 г. принял американское
гражданство. В 1920-30-х гг. создал ряд реалистических произведений ("Повернутый торс",
"Диана", "Шагающая", "Желание", "Меланхолия" и др.), а также академически традиционные
скульптурные портреты Т. Г. Шевченко, И. Я. Франко, деятелей американской политики и
культуры. Продолжал работать и в русле абстрактной, конструктивной скульптуры, используя
различные технические изобретения; в частности, разработал так называемую архипентуру -
подвижную живопись (1924-27), где при помощи сложного механизма приводились в
движение узкие цветные полосы, создававшие определенные композиции, изменявшие
образы по прихоти художника. Экспериментировал он и со "звуковой скульптурой", а также
делал полупрозрачные, освещаемые изнутри формы-объекты (1940-е).
В Америке творчество Архипенко пользовалось неизменным интересом; за сорок лет
было устроено более 150 персональных выставок. Художник преподавал в своих студиях в
Вудстоке (1924-28, 1940-е), Лос-Анджелесе (1935), Чикаго (конец 1930-х), в Вашингтонском
университете в Сиэтле (1935-36, 1952), Нью-Баухаузе (1937), в Институте рисунка в Чикаго
(1946), университете Канзас-Сити (1950); ездил с лекциями по городам США.
После смерти мастера ретроспективная выставка его произведений была показана во
многих городах США.
|