АРХИПОВ (Пыриков) Абрам Ефимович
А. Е. Архипов родился на Рязанщине, в крестьянской семье, и не случайно жизнь
русского крестьянства стала главной темой его творчества. С детства Архипов рисовал
"везде, всегда, всюду, где только можно", как сам вспоминал впоследствии. Мальчик учился
у приезжих иконописцев. Один из них, оказавшийся вольнослушателем МУЖВЗ, помог
Архипову подготовиться и поступить в это училище.
Годы занятий в МУЖВЗ (1877-83 и 1886-88) совпали с периодом средоточия здесь
уникальных педагогических сил. Художники, у которых учился Архипов, - В. Г. Перов, И. М.
Прянишников, А К. Саврасов, В. Е. Маковский, В. Д. Поленов - являлись наиболее крупными
живописцами эпохи. Особенно значительную роль в становлении Архипова как художника
сыграли Перов, еще ранее обратившийся к крестьянской теме, и Поленов, один из первых
русских пленэристов.
В годы учения Архипов много работал самостоятельно, летом ежегодно ездил на
родину в Рязанскую губернию, где писал этюды. Сохранилось немало его жанровых картин
той поры. На них запечатлены различные эпизоды из жизни крестьян: "В лавке старьевщика"
(1882), "Пьяница" (1883), "Водопой" (1883) и др.
Два учебных года - с сентября 1884 по февраль 1886 г. - Архипов занимался в
Петербургской АХ, где повышал свое профес-сиональное'мастерство, а осенью 1886 г.
возвратился в МУЖВЗ. В 1887 г. за картину "Посещение больной" молодой живописец
получил большую серебряную медаль и звание классного художника. Началась
самостоятельная творческая деятельность Архи-пова, протекавшая в основном в Москве. Он
сотрудничал с ТПХВ, членом которого стал в 1891 г. Его неослабевающий интерес к жизни
деревни отразился в картинах, написанных сразу же по окончании МУЖВЗ: "Пересуды", "На
Волге" (обе 1888-89), "Деревенский иконописец" (1889). В картине "На Волге" впервые
Архипов подошел к решению одной из основных проблем современной ему пленэрной
живописи - изображению человека на открытом воздухе; здесь складывается тип жанровой
картины, где эмоциональное состояние человека передается главным образом через пейзаж.
Эти же проблемы, но уже с большим размахом, с эпическим звучанием и с возросшим
художественным мастерством решаются живописцем в картине "По реке Оке",
экспонировавшейся на XVIII выставке ТПХВ в 1890 г. и принесшей автору подлинный успех.
В 1890-х гг. процесс объединения пейзажа и жанрового сюжета в одной картине,
характерный для русской живописи данного периода, продолжается у Архипова в работах
"Радоница" (1892), "Лед прошел" (1894- 95), "На реке" (1898), "Проводы крестного хода"
(вторая половина 1890-х гг.). Глубоко поэтичная, проникнутая настроением умиротворенности
картина "Обратный" (1896) словно подводит итог поискам художника в области лирического
крестьянского жанра.
В 1896 г. на XXIV передвижной выставке появились две близкие по теме картины:
"Смена. Углекопы" Н. А. Касаткина и "Поденщицы на чугунолитейном заводе" А. Е.
Архипова. Оба живописца, каждый по-своему, откликнулись на происходивший в эти годы
процесс пролетаризации крестьянства, связанный с развитием промышленности. Так вошла в
творчество Архипова социальная тема, которая получила глубокое и законченное
воплощение в известной его картине "Прачки" (первый вариант - конец 1890-х гг., второй
вариант- 1901). Замысел этой, может быть, наиболее значительной картины мастера возник
после посещения им прачечных близ Смоленского рынка в Москве. Здесь, по
воспоминаниям самого художника, он "увидел старую женщину... устала она ужасно, спина
болит, села отдохнуть... Все живописно - пар клубится, усталость старухи...". Этот образ
измученной постоянным изнурительным трудом женщины придает особую выразительность
второму варианту картины.
В 1903 г. Архипов вступил в только что возникший СРХ. Это объединение,
отличавшееся интересом участников к национальной культуре и истории, просуществовало
до 1923 г.; многие его представители, в том числе Архипов, вошли впоследствии в АХРР.
Архипов занимался и nc'/iiiioi пческой работой. С 1894 г. он возглавлял натурный класс
МУЖВЗ (с 1898 г. - в звании академика), в реорганизации которого принял участие после
Октябрьской революции. Преподавал в 1918-20 гг. в ГСХМ, а в 1922-24 гг. во Вхутемасе. В
разное время у него учились Ф. С. Богородский, С. В. Герасп мов, Б. В. Иогансон, В. В.
Мешков, А. А. Пластов, К. Ф. Юон.
В 1920-х гг. основное место в творчестве художника занимают крестьянские
портреты-типы: "Крестьянин Рязанской губернии" (1925), "Девушка с кувшином" (1927),
"Крестьянка в зеленом фартуке" (1927). В этих портретах нашла продолжение традиция,
сложившаяся в творчестве живописца еще в предреволюционные годы: крестьяне
изображаются им как сильные, уверенные, жизнерадостные, красивые люди. Но теперь их
внутренняя значительность и спокойная величавость возрастают, образы приобретают
обобщенность, даже монументальность. Широкий густой мазок, контрастное сопоставление
тонов, праздничная яркость цвета - все это создает образы людей, полных здоровья и
радости, придает им жизнеутверждающую силу.
|