БРОДСКИЙ Исаак Израилевич
Бродский родился в семье мелкого торговца. Учился в Одесском художественном
училище (1896-1902) у Л. Д. Иорини, К. К. Костанди и Г. А. Ладыженского, затем продолжил
образование в Высшем художественном училище при Петербургской АХ (1902-08), где
занимался у Я. Ф. Ционглинского и И. Е. Репина. В 1909-11 гг. как пенсионер АХ посетил
Германию, Францию, Италию, Испанию; в 1910-11 гг. жил на острове Капри у А. М. Горького.
Одаренный, трудолюбивый и хорошо подготовленный, Бродский быстро определился в
искусстве. В многочисленных картинах (преимущественно пейзажных) он с известной
манерностью использовал некоторые приемы и мотивы живописи старых мастеров. На
раннем этапе он осторожно вносил в них элементы символистской фантастики ("Сказка",
1911), позднее более жестко придерживался реальности ("Зима", 1913; "Опавшие листья",
1915). В годы молодости, которые совпали с первой русской революцией, он отдал дань
политике и даже сделал эскиз "Красные похороны", но до самой картины дело так и не
дошло. К середине 1910-х гг. у него уже была репутация вполне сложившегося живописца с
некоторым оттенком салонности.
Однако после 1917 г. Бродский резко изменил направление работы и стал
родоначальником официозного искусства, задолго предвосхитив его расцвет в 1930-е и
последующие годы. Картина "Ленин и манифестация" (1919) положила начало серии
претендующих на документальность работ, посвященных вождю пролетариата, среди
которых наибольшую известность приобрела картина "Ленин в Смольном" (1930). Вслед за
громадным (150 персонажей) полотном, изображавшим открытие II конгресса
Коммунистического интернационала (1920-24), было написано другое - "Расстрел 26
бакинских комиссаров" (1925).
В многочисленных живописных и литографских портретах Бродский запечатлевал
партийных и государственных деятелей. Произведения его широко пропагандировались и
воспроизводились несчетное число раз, входя составной частью в фальсифицированную
историю страны. Правящий режим щедро вознаградил его за верную службу: при жизни он
первым среди художников получил орден Ленина (1934) и возглавил только что созданную
Всероссийскую AX, a после смерти его имя было присвоено одной из самых красивых улиц в
центре Ленинграда (ныне вновь Михайловская ул.). Лучшее же, что осталось после
Бродского, - собранная им превосходная коллекция русской живописи и графики,
хранящаяся в его Музее-квартире, филиале Научно-исследовательского музея Российской
АХ.
|