ЧЕСКИИ Иван Васильевич, ЧЕСКИИ Козьма Васильевич
Творческие судьбы братьев Ческих, известных русских граверов, во многом
совпадают. Выходцы из крестьянской семьи, они в 1793 г. попадают "по высочайшему
повелению" в Петербургскую АХ, где обучаются гравировальному искусству у И. С.
Клаубера. После организации в 1799 г. граверно-ландшафтного класса их переводят туда в
качестве граверов. Здесь под руководством Сем. Ф. Щедрина вместе с другими молодыми
мастерами (С. Ф. Галактионовым, А. Г. Ухтомским, И. Д. Телегиным) они работают над
серией видов Петербурга и загородных дворцов. В 1800 г. братья Ческие получают звания
назначенных: Козьма - за гравюру "Вид эскадры Черноморского флота", Иван - за "Вид
дворца в городе Гатчине со стороны сада". В 1803 г. братья оставляют
граверно-ландшафтный класс, не порывая, однако, связей с АХ.
Сравнительно небольшое по объему наследие старшего из братьев, Козьмы Ческого,
отличается высокими достоинствами и тематическим разнообразием. Он работал в
классической технике резцовой гравюры на меди и акватинты. В 1811 г. им были выполнены
гравюры к атласу путешествий И. Ф. Крузенштерна, за которые художник получил звание
академика. Вслед за ними мастер награвировал 8 иллюстраций к атласу другого известного
путешественника - Г. А. Сарычева, который в 1780-90-х гг. исследовал побережье
Северо-Восточной Сибири и Алеутские острова. Помимо этого, Козьма Ческий переводил в
гравюру живописные портреты (например, графа М. А. Ми лорадовича, 1800-е), сельские и
городские пейзажи ("Вид Александровской площади в городе Полтаве", 1808, с оригинала Ф.
Я. Алексеева). Однако лучшими среди его работ, несомненно, являются гравированные
романтические виды загородных царских резиденций с оригиналов Сем. Ф. Щедрина ("Вид
башни Пиль в Павловском парке", 1803, и др.). К сожалению, жизнь художника оборвалась в
самом расцвете, и он не успел в полной мере реализовать свой талант.
Наследие Ивана Ческого составляют около 150 гравюр, выполненных, как правило, с
оригиналов разных художников в технике резцовой гравюры на меди и пунктиром. Это
пейзажи (городские, сельские, садово-парковые), портреты, воспроизведения известных
живописных работ, гравюры для книг и печати на фарфоре.
Наиболее известными, несомненно, являются большие по размерам виды загородных
царских резиденций с оригиналов Сем. Ф. Щедрина, относящиеся к серии работ, связанных с
деятельностью граверно-ландшафтного класса: "Вид Каскада близ Шале в саду города
Павловска", "Вид крепости города Павловска со стороны озера", "Вид Храма дружбы с
Каскадом близ Шале в саду города Павловска" (все 1801-03) и др. Совместно с А. Ф.
Березниковым и В. Ивановым Иван Ческий награвировал серию "Виды села Надеждина"
(1800-е, с оригиналов В. Причетникова). В отличие от серии знаменитых пригородов
Петербурга, носящей представительный, торжественный характер, виды Надеждина, имения
князя А. Б. Куракина, более свободны, интимны, лиричны. Это вполне согласуется с
эстетикой сентиментализма - направления, утвердившегося в русской культуре последнего
десятилетия XVIII в.
Вообще в творчестве Ивана Ческого выражена связь с основными событиями русской
истории и культуры. Царствование Александра I, Отечественная война 1812 г., золотой век
русской литературы - все это отражено в его гравюрах. Александру I, государю-строителю
ампирного Петербурга, посвящен значительный по размерам "Вид Биржи с Большой Невы"
(с рисунка М. Ша-тошникова). Царь-победитель и слава русской армии стали темой другой
гравюры Ивана Ческого - "Благодарственный молебен в Париже 19 марта 1814 года".
Художник награвировал также ряд портретов своих современников - героев Отечественной
войны: князя И. В. Багратиона, графа П. X. Витгенштейна, генерал-майоров Я. П. Кульнева и
А. Н. Сеславина, полковника А. С. Фигнера и др. Героико-романтический период русской
истории завершился со смертью Александра I. Иван Ческий обращается к последним дням
жизни русского императора, награвировав лист "Последние минуты пребывания императора
Александра в Санкт-Петербурге", изображающий царя перед поездкой в Таганрог.
Большой круг работ Ивана Ческого связан с русской литературой, переживавшей в
первой половине XIX в. свой расцвет, с пе чатными книгами и альманахами, которых в то
время выходило множество. Он гравирует виньетки и титульные листы, иллюстрации и
портреты писателей, украшавшие издания их сочинений или прилагавшиеся к отдельным
выпускам альманахов. Так появляются портреты К. Н. Батюшкова, И. Ф. Богдановича, И. И.
Дмитриева, В. А, Жуковского и других не менее известных литераторов. Иван Ческий
гравировал по оригиналам разных художников. Особенно плодотворным оказалось его
сотрудничество с И. А. Ивановым; по его рисункам выполнены титульные листы к книгам
"Опыты в стихах и прозе К. Батюшкова" (1817), "Идиллии Владимира Панаева" (1820), "Проза
и стихи В. Филимонова" (1822), а также превосходные иллюстрации к басням И. А. Крылова.
По оригиналам А. Нотбека награвированы иллюстрации к пушкинскому "Евгению Онегину",
помещенные в "Невском альманахе" за 1829 г.; с оригиналов А. П. Брюллова - иллюстрации
к поэме "Домик в Коломне" (1832). Обращался художник и к творчеству Г. Р. Державина, В.
А. Жуковского, И. И. Лажечникова. Им награвировано множество титульных листов для
альманахов, получивших большое распространение в России в 1820-х гг., в частности для
знаменитого альманаха "Северные цветы", издававшегося А. А. Дельвигом. Такая активная
работа художника в области книжной гравюры вполне объяснима. Когда появившаяся в
России в середине 1810-х гг. литография начала постепенно вытеснять гравюру на меди,
именно книга на некоторое время стала для нее относительно надежным прибежищем. Здесь
классическая гравюра еще долго сохраняла свои позиции.
|