ЧИЖОВ Матвей Афанасьевич
М. А. Чижов был сыном крестьянина-каменотеса и с детства помогал отцу в его
ремесле. Серьезное художественное образование получил сначала в МУЖВ (1857-60), затем
в Петербургской АХ, куда поступил в 1861 г. и где учился в скульптурном классе у Н. С.
Пименова и А. Р. Бока.
Уже в годы ученичества он активно работал; в частности, вместе с другими
скульпторами участвовал в создании моделей и выполнении колоссальных горельефов для
сооружаемого в Новгороде памятника "Тысячелетие России" по проекту М. О. Микешина.
Чуть позднее совместно с А. М. Опекушиным трудился над памятником Екатерине II в
Петербурге, также по проекту Микешина. В 1867 г. за рельеф "Воскрешение сына наинской
вдовы" Чижов получил большую золотую медаль, звание классного художника и право на
пенсионерскую поездку в Италию (1868-73). Уже в Риме, где Чижов провел большую часть
своей пенсионерской поездки, определяется жанровая направленность его творчества,
особый интерес к изображению жизни народа, крестьянского быта, к характерным типажам.
Скульптор работает с самыми разными материалами: из превосходного итальянского
мрамора выполнены лирические жанровые группы "У колодца (Первая любовь)" (1870) и
"Игра в жмурки" (1872), из гипса - "Гадание на картах" (1871) и "Мать-крестьянка, обучающая
свою дочь грамоте" (1873), из бронзы - "Резвушка" (1873).
За работы, выполненные Чижовым в Италии, АХ удостоила его звания академика.
Особую известность приобрела скульптурная группа "Крестьянин в беде (На пепелище)"
(1872), показанная на выставках в Вене, Петербурге, Париже, где получила золотые медали.
Тяжело опустив голову на левую руку, а правой обнимая своего малолетнего сына, сидит на
обгорелом пне подавленный горем крестьянин. Его огромная, сильная фигура поникла, в
лице читается выражение безысходной печали. По своей социальной направленности
произведение близко многим картинам В. Г. Перова, передвижников.
Возвратившись из Италии, скульптор принимает деятельное участие в выставках ТПХВ,
преподает в ЦУТР (1879-1910), в 1893 г. становится действительным членом АХ и членом ее
Совета. Много работает в жанре портретного бюста (портреты И. К. Айвазовского, 1873;
принца П. Г. Ольденбургского, 1876; Александра II, 1881, и др.). Исполненный им в 1881 г.
бюст Н. А. Некрасова впоследствии был установлен на надгробном памятнике поэта на
Новодевичьем кладбище в Петербурге.
Менее известны и значительны произведения Чижова в области монументальной
скульптуры, хотя он активно работал над скульптурным убранством зданий Петербурга, а
также над проектами памятников для различных городов России: Николаю I в Киеве
(установлен в 1896), "Пушкин-лицеист" для Царского Села (1890-е), адмиралу П. С. Нахимову
для Севастополя (1900-е) и др.
|