ДРЕВИН (Древинь, Древиньш) Александр (Рудольф) Давидович
Один из лидеров русского авангарда 1920-30-х гг., А. Д. Древин последовательно
отстаивал принципы станкового искусства. Уникальная стилистика его живописи почти не
имеет аналогов в отечественном искусстве XX в. Несмотря на то что творчество художника
легко поддается разделению на ряд периодов, оно предстает необыкновенно цельным по
духу, по внутренней динамике своего развития.
Древин обратился к искусству довольно поздно: впервые он взял в руки кисть, когда
ему было девятнадцать лет. Учиться живописи профессионально он начал в Рижской
городской художественной школе (1908- 13), где занимался под руководством известного
пейзажиста В. К. Пурвита. Уже во время учебы в Риге Древин участвует в городских
выставках.
В 1914 г. художник переехал в Москву и быстро втянулся в атмосферу столичной
творческой жизни. Широкую известность получил цикл его картин "Беженки" (1915-17).
Военная тема, не проявившаяся в творчестве Древина напрямую, тем не менее наложила
свой отпечаток на живописный строй этих композиций ("Ужин", 1915; "Беженка", 1916, и др.).
В 1918-20 гг. Древин в поисках нового содержания искусства обращается к абстрактной
живописи. В произведениях этого периода он оказывается близок к лучизму - направлению
русского авангарда, возглавляемому М. Ф. Ларионовым. Уже здесь ярко проявляется
своеобразие таланта Древина-живописца: колорит его картин всегда строг, основан на
сочетании немногих цветов, тонко варьируемых.
Постоянно недовольный достигнутым, художник продолжает свои поиски и в начале
1920-х гг. возвращается к фигуративному искусству, руководствуясь стремлением быть как
можно непосредственнее и ближе к природе. Именно она, природа, и займет центральное
место в дальнейшем творчестве мастера. Древин стремится открыть новый путь в искусстве,
считая, что достижения авангарда, в том числе и его собственные, не являются подлинным
решением художественных задач, выдвигаемых современностью. 1920-е гг. для него - время
постоянных поездок по российским деревням и небольшим городам, на Урал; он
обогащается новыми впечатлениями, получает новое, живописное ощущение природы и
спешит выразить его с помощью красок. Работа в этом направлении сближает его с
художницей Н. А. Удальцовой, ставшей в 1920 г. его женой. В 1923 г. картины Древина и
Удальцовой экспонируются на московской выставке вместе с живописью бывших членов
объединения "Бубновый валет" - А. В. Лентулова, И. И. Машкова, П. П. Кончаловского. Их
роднили пластические поиски в живописи. Однако работы Древина отличаются особой решительностью, волевым, темпераментным мазком ("Автопортрет", 1923).
Немного позднее, в полотнах "Уральского цикла" (1926-29), художник уходит от
внешней экспрессии начала 1920-х гг. к внутренней сдержанности, упругой насыщенности
цвета. Но в полную силу Древин заявляет о себе как о зрелом мастере в следующем
живописном цикле, выполненном по впечатлениям от поездки в 1930 г. на Алтай и в
Восточный Казахстан. "Алтай особо повлиял на меня своей красочной природой, большими
пространствами; его необыкновенная сила света изменила мою живопись", - отмечает Древин
в "Автобиографии". Именно в этом необжитом краю художник пережил полное единение с
природой. Нерасчленимость видения природы и ее воплощения на холсте сказывается в
уникальной технике живописца, который не "срисовывает натуру", а как бы воссоздает ее
густо наложенными красками. Цвет в этих картинах не ярок, но весом и плотен, детали
отсутствуют - они поглощаются красочными пластами. Узнаваемость мотива сводится к
минимуму. Композиции предельно просты, но при этом монументальны Ценность живописи
"Алтайского цикла" в мягком, чуть вибрирующем свечении красочной поверхности, в ее
фактурном и пластическом богатстве, в цельности живописного пространства картин
("Косуля", 1930; "Пейзаж с белым домом", "Быки", обе 1931; "Барка", "Спуск на парашюте",
обе 1932).
С конца 1920-х гг. официальная критика обвиняет Древина в "формализме", в
"самодовлеющей живописности". Художник защищается, заверяя своих оппонентов, что его
картины "имеют учебный характер, цель которого - повышение средств живописного
выражения и художественного мастерства". Достижения талантливого живописца приходятся
не ко времени. В 1933-34 гг. Древин едет в Армению и создает новый цикл картин, в котором
он, на первый взгляд, отступает от своей позиции в сторону более традиционного искусства
("Строительство железнодорожного моста в Ереване", 1933). Большую роль здесь играет
рисунок, появляется линейная ясность композиции, которая легко "прочитывается". Но этот
новый этап в развитии живописного стиля Древина - еще один виток в его постижении "новой
гармонии человека с силами природы". К концу 1930-х гг. искусство мастера становится
более реалистичным.
Жизнь и творчество Древина оборвались внезапно: он был арестован органами НКВД и
погиб, вероятнее всего, в 1938 г.
|