ИВАНОВ Сергей Васильевич
Художественное образование С. В. Иванов получил в МУЖВЗ (1878-82), где учился у И.
М. Прянишникова, и в Петербургской АХ (1882-84). Член ТПХВ (с 1899), С. Иванов
принадлежит ко второму поколению художников-передвижников, существенно обновивших
изобразительный язык представителей старшего поколения. Первая картина - "В дороге.
Смерть переселенца" (1889), принесшая ему славу, - образными средствами еще была
близка раннему творчеству передвижников повествовательностью мотива, подробно
прописанными деталями, но взгляд на происходящее выражен уже по-новому. Трагический
финал - смерть кормильца, одиночество осиротевшей семьи - подчеркивается пустынным
пейзажем выжженной степи. Нелепо торчащие вверх оглобли повозки усиливают впечатление
безысходности произошедшего. В произведении активнее использованы художественные
средства композиции, поэтический подтекст играет большую роль, нежели у реалистов
старшего поколения.
Именно в поисках обновления живописного языка С. Иванов участвовал в создании
СРХ. Для этого объединения стали характерны декоративное обобщение силуэтов,
многообразное использование освещения, выявление законов пленэра. С 1900 г. в искусстве
С. Иванова все отчетливее проявляются черты импрессионизма. Трепетная из менчивость
потоков света выделяет главные объекты композиций. Лаконичными выразительными
средствами художник пытается достичь наиболее емкой передачи замысла. В 1905 г.
появляется его картина "Расстрел", поразившая современников пронзительно отчаянным
звучанием протеста. На опустевшей после казни площади остался лежать лицом в землю
расстрелянный; вдали высятся мрачные силуэты домов и чуть намечены фигуры уходящих
жандармов. Такой сжатости повествования и силы выразительности в передаче мотива из
современной истории не достигал никто из предшественников живописца.
Лаконично-заостренная трактовка образов намечается в творчестве С. Иванова еще
раньше, с 1890-х гг., в картинах на исторические темы: "Смута" (1897), "Приезд иностранцев
в Москву XVII столетия" (1901), "Царь. XVI век" (1902), ""Едут!" Карательный отряд" (1905-09).
В них художник по-новому взглянул на историческое прошлое родины, изображая не
героические моменты событий, а сцены быта из древнерусской жизни. Некоторые образы
написаны с оттенком иронии, гротеска. Большое место в композициях отводилось
ретроспективному пейзажу. Жизнь народа и черты национального характера, их связь с
грядущими судьбами России - такова смысловая основа исторических картин С. Иванова.
До конца жизни художник оставался реалистом. Серьезно изучая живую натуру, он
свободно, поэтически переосмыслял ее, привнося в нее свое понимание красоты
национального быта. Творчество С. Иванова отражает характерные поиски искусства конца
XIX - начала XX в.
|