ЖУКОВСКИЙ Станислав Юлианович
В начале XX столетия С. Ю. Жуковский - один из самых известных и популярных
пейзажистов в России. В МУЖВЗ он считался наиболее талантливым учеником и прямым
наследником И. И. Левитана. И действительно, сам великий пейзажист с особым интересом
присматривался к работам еще совсем молодого студента. Уже в 1895 г. Жуковский
участвует в выставках ТПХВ, позже он становится одним из членов-учредителей Союза
русских художников. Еще до выхода Жуковского из училища, в 1899 г., его картина "Лунная
ночь" была приобретена в собрание Третьяковской галереи.
Ранние пейзажи художника ("Закат. Верховья Волги", 1897; "Весенняя вода", 1898;
"Начало осени", "Ясная осень. Бабье лето", оба 1899; "Восход луны", 1902; "Хотьково", 1903)
написаны в духе левитановской традиции. Мастерски исполненные, мягкие и поэтичные, они
во всех смыслах легче пейзажей учителя. Жуковский не был философом. Он был
влюбленным в жизнь и красоту мира человеком и стремился запечатлеть неповторимую
прелесть каждого мгновения, каждого природного состояния. Он работал стремительно,
писал большие пейзажи прямо с натуры, часто за один-два сеанса. Свежесть
непосредственного восприятия, столь ценимая в конце XIX - начале XX в., очень важна и для
Жуковского.
В середине 1900-х гг. манера его несколько меняется, краски становятся ярче -
сказывается влияние импрессионистов, мазок делается более выраженным и энергичным,
усиливается декоративность. Так Жуков ский пишет и в дальнейшем ("Мартовский вечер",
1904; "Плотина", 1909; "Под вечер", 1910; "Осень. Веранда", 1911; "Увядающие астры",
"Свежий снег", обе 1912; "Озеро", 1912-14; "Весна", 1913; "Синяя вода", 1914, и др.).
Все сильнее влечет художника "поэзия барской усадьбы" ("Разъезд на рассвете",
1902; цикл "Бессонная ночь", "Утро. Осень в усадьбе", 1906; "Печальные думы", 1907;
"Цветы последние", 1908; "В старой аллее", 1913; "Парк осенью. Старинная усадьба
Меншиковых", 1900-е, и др.). Однако для Жуковского это не просто дань моде. Детство его
прошло в родовом имении отца Старая Воля в Западной Белоруссии. Он знал и прелесть
усадебной жизни, и чувство утраты привычного уютного мира. Отец художника был лишен
дворянства и имущественных прав за участие в Польском восстании 1863 г. и жил с семьей
в собственном имении на правах арендатора. Да и сам художник отправился в 1892 г. в
Москву учиться живописи против воли отца, чем не только обрек себя на крайне тяжелое (в
материальном смысле) существование, но и потерял на долгие годы возможность вернуться
в родные места.
С конца 1900-х гг. Жуковский пишет много усадебных интерьеров. Но и тут он остается
прежде всего пейзажистом. Интерьеры Жуковского всегда открыты миру. Значительную роль
в них играют окна, в которых виден окружающий пейзаж ("Радостный май", "Поэзия старого
дворянского дома", обе 1912; "Весенние лучи", 1913; "Комната в имении Барсове", 1916;
"Кусково. Малиновая гостиная", 1917, и др.). Художник любит писать и просто окна - эту
прозрачную границу между маленьким домашним миром, созданным человеком, и большим
внешним миром, частью которого он является ("Первые предвестники весны", 1910;
"Подснежники", "Праздник весны", обе 1911).
После Октябрьской революции Жуковский по-прежнему интенсивно работает, несмотря
на все трудности. Долгое время он живет в Вятке. Вернувшись в Москву, художник
устраивает в 1921 г. персональную выставку. Однако тут ему пришлось пережить резкие
нападки авангардистской критики. Постепенно Жуковский утверждается в намерении
покинуть Россию. В 1923 г. он уезжает в Польшу.
Круг тем и образов в его искусстве остается прежним ("Перед маскарадом. Портрет
жены", 1923; "Речка в Полесье", "Осеннее утро", "Иней", все 1928, "Лунная ночь. Жасмин и
пионы", 1920-е, и др.). Только мазок становится, пожалуй, еще более текучим.
В годы европейского экономического кризиса конца 1920-х - начала 1930-х гг.
друзья-художники, а среди них влиятельнейший И. И. Бродский, настойчиво уговаривают
Жуковского вернуться в СССР. На словах он соглашается, однако ограничивается продажей
в советские собрания ряда своих работ.
Умер художник в лагере для высланных нацистами после Варшавского восстания
жителей польской столицы. Во время восстания погибли и многие его картины.
|