МАРТЫНОВ Андрей Ефимович
А. Е. Мартынов - самый известный из талантливой семьи (художниками были также его
младший брат и сын). В 1788 г. он окончил Петербургскую АХ по классу ландшафтной
живописи у Сем. Ф. Щедрина. После традиционного в то время пенсионерского пребывания в
Италии (1788-94) с целью совершенствования мастерства Мартынов возвратился в Россию. В
качестве отчета он представил ряд итальянских пейзажей: "Понте-Лукано по дороге из Рима
в Тиво-ли" (1794), "Пейзаж" (1790-е) и др.
АХ по достоинству оценила его талант, присудив в 1795 г. звание назначенного, через
три месяца - академика, а в 1802 г. - советника АХ. Это позволило Мартынову получить
почетные заказы двора и высокопоставленных вельмож. Так, вместе со своим учителем Сем.
Ф. Щедриным он исполняет настенные картины и фресковые росписи для интерьеров
Павловского дворца, пишет пейзажные панно во дворцах и усадьбах Гатчины и Царского
Села. Однако это не помогло художнику войти в академическую среду, обеспечить себе
относительно спокойное и почетное положение.
Постепенно Мартынов оставляет станковую живопись и отдает предпочтение графике. К
этому его побуждали и многочисленные путешествия, в которых художник находил новые
темы и образы для своих работ. В 1804 г. Мартынов "обозрел весь южный край России и
снял со всех городов виды". А в 1805-м он в качестве главного художника Российского
посольства, возглавляемого графом Ю. А. Головкиным, проделал долгий путь от Москвы до
Урги (ныне Улан-Батор) - главного монгольского кочевья в Го-бийской степи. В результате
был собран обширный натурный материал, позднее составивший основу ряда графических
циклов ("Виды России и Монголии", серия акварелей, 23 листа, 1806-10; серия гравюр "Типы
народов России и Монголии", 39 листов, 1808;альбом акварелей,29 листов, 1814-19, который,
в свою очередь, явился оригиналом для изданного в 1819 г. альбома офортов "Живописное
путешествие от Москвы до Китайской границы", и др.). Летом 1810 г. Мартынов совершил
новое путешествие, на этот р аз в свите императрицы Елизаветы Алексеевны, на Балтийск ое
побережье. Так появилась серия гуашей "Пейзажи Прибалтики" (1810-е).
В это время у художника была уже довольно большая семья. Чтобы содержать ее,
Мартынов поступил декоратором в Дирекцию императорских театров, где и проработал,
воплощая чужие замыслы, тринадцать лет, до выхода в отставку в 1821 г.
Завершающий период творчества художника оказался очень продуктивным. Именно в
1820-е гг. были созданы лучшие графические серии, обеспечившие Мартынову посмертную
славу и почетное место в истории русского искусства. Он великолепно владел техникой
гравюры на металле, о чем свидетельствуют созданные им многочисленные работы
("Сатирические картинки На тему Отечественной войны 1812 года", 7 листов, 1812-13; серия
гравюр "Виды дачи графа П. А. Строганова, Черной речки и Каменного острова", 10 листов,
1813-14; серия офортов "Русские народные типы", 30 листов, 1816; "Набережная Невы", 6
офортов, 1817, и др.).
Одним из первых среди русских художников Мартынов увлекается новым видом
печатной графики - литографией, изобретенной в Германии в конце XVIII в. В 1820-х гг. у
Мартынова уже была своя литографская мастерская. В марте 1821 г. газета "Кунст-Блат"
("Kunst-Blatt") сообщила о появлении литографированной серии "Виды Санкт-Петербурга и его
окрестностей" работы Мартынова. Подобное объявление напечатала газета "Русский
инвалид" в августе 1822-го: "Известный художник <...> г. Мартынов извещает любителей, что
у него находится собрание достопримечательнейших видов и прекраснейших зданий
столицы. <...> Подобные собрания составил он также из рисунков Императорских дворцов и
живописных видов Павловска, Гатчины, Царского Села, Петергофа, Ораниенбаума и других
местностей".
Эта серия, насчитывающая в полном объеме более 50 листов, принадлежит к высшим
достижениям Мартынова. Она появилась в начале 1820-х гг., когда тема Петербурга
отчетливо зазвучала в творчестве многих известных художников и поэтов. Мартынову близко
романтическое видение, сближающее его искусство с творчеством Н. М. Карамзина, К. Н.
Батюшкова, В. А. Жуковского. Прозрачные, легкие листы, оттиснутые слабым тоном
литографской краски с мелкозернистого камня, выделяются среди работ других художников.
Мартынову удалось почти невозможное - найти индивидуальный изобразительный язык,
создать в литографии свой стиль. Работы отличает также безукоризненная авторская
раскраска акварелью или печать коричневым тоном.
Кроме знаменитой "петербургской" серии Мартынов налитографировал еще несколько:
"Собрание русских костюмов" (1821- 22), "Новое собрание русских костюмов", 17 листов
(1822), "Бал в Иркутске", 6 листов (1821-24), "Монгольские сюжеты. Из путешествия при
Российском посольстве в Китае", 20 листов (1822-24). Между тем здоровье художника,
подорванное интенсивным трудом, все ухудшалось. В июле 1824 г., по совету врачей, он
уехал в Италию, где и окончил свои дни.
|