РАБИНОВИЧ Исаак Моисеевич
Тяга к искусству - живописи и театру - возникла у И. М. Рабиновича в детстве, во
многом под влиянием отца, ремесленника-живописца. Учился Рабинович-младший в
Киевском художественном училище (1906- 12), затем занимался в студии А. А. Мурашко
(1912-15). Еще в годы учебы он пробовал оформлять спектакли и окончательно утвердился в
желании стать театральным художником, а в 1919 г. создал декорации к постановке "Фуэнте
Овехуна" по пьесе Лоне де Веги. Год спустя Рабинович переехал в Москву, где с большим
успехом работал в разных театрах. Вершиной его творчества явилось оформление
"Лисистраты" Аристофана (1923), поставленной В. И. Немировичем-Данченко на сцене
Музыкальной студии МХАТа. Восторженно встреченное современниками и быстро ставшее
хрестоматийным, оно вместе с тем разительно опережало свое время по характеру
образности и принципам пространственного решения, прямо предвосхищая достижения
русской сценографии 1970-80-х гг. Не удивительно, что смелое новаторство художника в
полной мере было оценено лишь полвека спустя.
Ничего подобного "Лисистрате" Рабиновичу уже не удалось сделать, хотя он работал
очень активно, дарование его не скудело, а мастерство росло. Среди его работ было немало
превосходных, по праву вошедших в сокровищницу отечественной сценографии:"Карменсита
и солдат" Ж. Визе в музыкальной студии МХАТа (1924), "Любовь к трем апельсинам" С. С.
Прокофьева (1927) в Большом театре, "Земля" П. Д. Маркиша в ГОСЕТе (1931),
"Интервенция" Л. И. Славина (1933) в Театре им. Евг. Вахтангова и др. Сценографии
Рабиновича присущи яркая зрелищность, сочетание условной архитектурно-объемной
декорации с эмоциональной, декоративно насыщенной живописью. В послевоенные же годы
в творчестве художника появились черты тяжеловесности и ложной монументальности,
заметно отразившиеся на художественном уровне его работ.
|