РЕДЬКО Климент Николаевич
В пору ученичества К. Н. Редько получил крайне противоречащие друг другу навыки:
сначала была иконописная школа при Кисво-Печерской лавре (1910), затем уроки А. А.
Рылова в Рисовальной школе при ОПХ (1914-15), потом класс В. В. Кандинского в
московском Вхутемасе (1920-22). Столь же противоречивыми выглядят ранние живописные
опыты художника - в 1920-х гг. реалистические портреты и пейзажи уживаются с
символизмом и "космизмом" ("Число рождений", "Восстание", "Полуночное солнце"), общего
вида супрематизм - с собственными вариантами конструктивизма. Последняя тенденция -
самая сильная: будучи увлечен теориями соединения науки и искусства, Редько
разрабатывает учение "электроорганизма" (впоследствии "свеченизма"), реализуя его в серии
работ ("Динамит", "Скорость", "Динамика фокуса", все 1920-х), близких итальянскому
футуризму. С подобными работами он участвует в "Первой дискуссионной выставке
объединений активного революционного искусства" (1924) как член группы "Метод";
завороженность машинным миром, с другой сто роны, сближает его с художниками,
входящими в OCT. На этой точке своего творческого развития он добивается от
покровительствующего ему А. В. Луначарского командировки во Францию (1927).
Редько пробыл во Франции до 1935 г. Там он отошел от конструктивизма и сделался
мастером портретов и пейзажей, выполненных в духе парижского Салона, сочетающих
реализм с декоративностью формы и блеск исполнения со смысловой расхожестью
("Материнство", 1928; "Нина. Девушка с косой", 1929; "Парижанка", 1931). Эти вещи
пользовались успехом - у художника состоялись четыре персональные выставки. Но по
приезде в СССР Редько разделил судьбу многих "возвращенцев": творческая
невостребованность, работа на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (1938-39),
исключение из Союза советских художников (1948). Последние годы жизни (1950- 55) он
руководил изостудией при Московской сельскохозяйственной академии им. К А. Тимирязева.
|