РОДЧЕНКО Александр Михайлович
Среди новаторов, ставивших в 1910- 20-х гг. перед русским искусством небывалые
цели, А.М.Родченко был одним из самых решительных и последовательных. Учился он в
Казанской художественной школе (1910-14) и недолго-в СХПУ в Москве (1914). От
символистских увлечений юности перешел к футуризму, выставлял беспредметную
геометрическую живопись на выставке "Магазин" (1916). Затем от абстракции ушел к
искусству производственному, активно строящему новые формы жизни. Живопись им
отрицалась вовсе: зачем изображать, если можно вмешиваться в саму реальность, делать ее
воплощением своих идеалов и стремлений? Друг В. В. Маяковского, Родченко выполнял
жесткой чертежной графикой яркие цветные рекламы с его стихами, создал обложки книг -
стихотворных и технических, тоже похожие на конструктивистские рекламные плакаты. Он
проектировал газетные киоски, делал выразительные надписи для экрана немого кино. Поэма
Маяковского "Про это" была издана в 1923 г. с фотомонтажными иллюстрациями Родченко,
передающими не сюжет, а гротескные метафоры поэта. От монтажа чужих фотографий
Родченко перешел к собственным: один из крупнейших мировых фотографов своего
времени, он искал небывалые ракурсы, вырабатывал экспрессивное, острое видение мира.
Им изобретались строгие, рационализированные формы мебели; для Международной
выставки декоративного искусства в Париже Родченко создал интерьер рабочего клуба
(1925). Формы искусства всеми средствами сближались у него с формами техническими - в
этом залог преодоления традиционного прикладничества, воплощения рационального,
энергичного и конструктивного, отождествлявшегося с революционными идеалами духа
нового времени.
В 1930-х гг., когда эти жесткие конструктивистские установки теряют почву, Родченко
продолжал работать как фотограф, оформлял и монтировал многочисленные фотоальбомы и
тематические номера иллюстрированного журнала "СССР на стройке" (1933-41). В 1940-50-х
гг. новаторское в своей основе искусство Родченко отторгалось традиционалистской
официальной эстетикой. Вытесненный из художественной жизни, он продолжал работать для
себя, возвратился к экспериментальной по характеру живописи.
|