РОЗАНОВА Ольга Владимировна
Творческий период жизни О. В. Розановой очень короток, он ограничен двумя датами:
1911-й - год ее художественного дебюта на выставке "Союза молодежи" и 1918-й - год ухода
из жизни.
Однако за это время художница успела пережить и так или иначе отразить в своем
творчестве смены новаторских устремлений авангардного искусства, потому что всегда
находилась в центре событий, занимая в знаменитых художественных диспутах 1910-х гг.,
как правило, крайне левую позицию. "Творит только тот, кто предчувствует себя новым..." -
сформулировала Розанова свое кредо в 1913 г. в статье "Основы нового творчества и
причины его непонимания".
Розанова училась в Москве, в популярной тогда частной студии К. Ф. Юона, где
одновременно с нею брали уроки известные в будущем художницы-авангардистки Л. С.
Попова и Н. А. Удальцова, посещал занятия поэт-футурист А. Е. Крученых, с которым
впоследствии будет связана вся ее жизнь. По сути, втроем, с А. Е. Крученых и В. В.
Хлебниковым, они стали создателями такого уникального явления авангардного искусства,
каким признана футуристическая книга. Началось с того, что поэт Крученых пригласил
художницу "экспонировать" работы в своих книгах стихов "Взорваль" и "Возропщем" (обе
1913), а завершилось созданием более 20 книг, в которых постепенно происходило слияние в
единый художественный образ буквы, знака, звука и смысла на основе совершенно нового
отношения к ним авторов. Буквы новых слов в этих книгах в той же мере, что и изображения,
должны были полноценно "звучать", иметь единый образ, "заумный" (находящийся за умом,
то есть за обыденным мышлением) смысл и даже "летать", так как поэт с помощью
художницы освободил слова и буквы своих стихов от необходимости выстраиваться в
строчки. Так совместными трудами рождался новый, синтетический образ книги, где все
элементы обладали футуристическим динамизмом.
Если в 1911-13 гг. деятельность Розановой была тесно связана с объединением "Союз
молодежи" (она являлась даже автором его манифеста, изданного в 1913 г.), то с 1916 г.
художница активно сотрудничала с К. С. Малевичем в группе "Супремус". В футуристический
период она отстаивала ценность субъективного опыта, самовыражения творческой личности.
Супрематизм как "новая религия" обратил художников к поискам объективных законов
вселенского искусства, единых правил, формул построения мира, которые должен понять и
использовать человек-творец. Футуристический период творчества Розановой связан с
графикой, супрематические же опыты проходят в основном в области живописи - в поисках
цвета и света. Темы ее поздних композиций - "рождение" нового цвета в контрастах света и
тени, светоносность цвета, "преображенный колорит". "Композиция", "Зеленая комната" (обе
1917) - лучшие живописные работы ее последних лет.
В 1918 г. Розанова была включена в состав Московской художественной коллегии,
организовала Промышленный подотдел ИЗО Наркомпроса.
Жертвуя здоровьем и собственным творчеством, невероятными личными усилиями
способствовала восстановлению традиционных художественно-ремесленных промыслов
России. По сути, это был ее гражданский подвиг во имя Искусства.
|