РУБЛЕВ Андрей
О жизни гениального Рублева известно так мало, что даже десятилетие,
приблизительно обозначающее дату его рождения, определяется по косвенным данным.
Можно предполагать, что он родился в Центральной России, скорее всего в Московском
княжестве, что он происходил из семьи ремесленника ("рубель" - инструмент для накатки
кож). Первое упоминание о нем в летописи относится к 1405 г. Там говорится о том, что
исполнение росписей Благовещенского собора в Московском Кремле было поручено
знаменитому Феофану Греку, мастеру Прохору ("старцу с Городца") и чернецу Андрею
Рублеву. Из этого следует, что он уже успел стать монахом и сменил неизвестное нам,
полученное при рождении, имя на имя Андрей. Предполагают, что постригся он в Троицком
монастыре при настоятеле Никоне, ученике и преемнике Сергия Радонежского. Росписи
Благовещенского собора утрачены, но в иконостасе собора сохранилось 7 икон работы
Рублева. Они свидетельствуют о его высоком мастерстве и следовании византийской
традиции, в русле которой развивалась русская и кона.
К 1408 г. относится второе летописное упоминание - о том, что Рублев с "иконником
Данилой" (Даниилом Черным) 25 мая начал расписывать Успенский собор во Владимире. Это
единственные сохранившиеся росписи Рублева. В них уже обнаруживается отход от
византийской традиции и зарождение традиции чисто русской, для которой характерен не
ужас перед Страшным Судом, а надежда на переход из земной жизни в светлую и вечную
загробную жизнь и упование на милосердие сострадающего Иисуса Христа. К 1410-м гг.
принято относить и 3 иконы "Звенигородского чина" (названного так условно, по месту, где
они были найдены): "Спас", "Архангел Михаил" и "Апостол Павел". В них, особенно в
"Спасе", новая традиция находит свое зрелое воплощение, знаменуя начало золотого века -
расцвета русского иконописания.
Возможно, что в это время или несколько позднее Рублев написал и "Троицу" - лучшую
из русских икон и шедевр мирового искусства. Здесь ему удалось создать настроение
душевной гармонии, созвучности трех светлых душ, общающихся в безмолвной беседе друг
с другом. Доступная каждому по своему эмоциональному содержанию, "Троица" вместе с
тем представляет собой идеальное воплощение сложного богословского содержания;
внешне кажущаяся крайне простой, она построена с изощренным композиционным
мастерством. "Троица" Рублева стала образцом для громадного множества подражаний и
повторений, но ни одно из них не смогло приблизиться к ее уровню.
В середине 1420-х гг. Рублев вместе с Даниилом Черным руководил росписью
Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Росписи утрачены, а в иконах, сохраняющих
печать таланта и мастерства, начинает ощущаться возраст художника. Утрачена и последняя
его работа - росписи в Спасском соборе Спасо-Андроникова монастыря в Москве, где обитал
Рублев и где сейчас находится Музей древнерусского искусства, носящий его имя.
В искусстве Рублева выразился перелом в духовной жизни России, приближавшейся
после Куликовской битвы (1380) к полному освобождению от татаро-монгольского ига, -
надежда на добрые перемены и на согласие людей, вера в высшие ценности бытия. Сам
Рублев, по преданию, был спокойным и кротким человеком, чье существование было занято
только монастырской службой, искусством и размышлениями. Дата его смерти -
единственная точная дата: она была высечена на могильной плите и скопирована до того, как
плита погибла. Еще при жизни Рублев пользовался почитанием, а после смерти превратился
в легендарную фигуру, своего рода символ высочайшего и духовного искусства. Однако
долгое время его авторитет был лишь слабым отголоском того, давнего почитания: никто
толком не знал, какие работы ему точно принадлежат, а такая бесспорная и знаменитая
работа, как "Троица", за прошедшие годы изменилась неузнаваемо и судить о ее
достоинствах стало невозможно. Лишь в XX в. благодаря уси лиям многих исследователей и
реставраторов наше понимание его творчества и восприятие Рублева как одного из гениев
мирового искусства наполнилось реальным смыслом.
|