РЫЛОВ Аркадий Александрович
В историю русской живописи А. А. Рылов вошел прежде всего как автор двух
прославленных пейзажей - "Зеленый шум" и "В голубом просторе", хотя наследие оставил
большое и очень высокого художественного уровня.
Родился Рылов в пути, когда родители его ехали в Вятку. Этому городу, где будущий
художник вырос, окружающей природе, своему детству Рылов посвятил прекрасные
страницы воспоминаний.
В 1888 г. он приехал в Петербург и по совету родственников поступил в ЦУТР.
Параллельно занимался в Рисовальной школе при ОПХ. В разгар упорных трудов Рылова
неожиданно призвали в армию. Отслужив положенный срок, он вернулся в Петербург.
В 1893 г. Рылов поступил в АХ, а еще через год его пригласил к себе в мастерскую А.
И. Куинджи, обучение у которого давно было заветной мечтой молодого художника.
Рылова в полном смысле слова можно считать учеником и последователем Куинджи.
Они удивительно близки по характеру художественного дарования. Рылов навсегда сохранил
привязанность к романтически приподнятым и обобщающим, целостным образам, эффектам
освещения, декоративному пониманию цвета, но при этом точно следовал завету учителя как
можно больше работать на натуре. "Куинджиевской" - романтической, динамичной, с
полыханием ночного пожара - была дипломная картина Рылова "Набежали злы татаровья"
(1897). Сам художник досадовал потом: почему он обратился к такому "трескучему" сюжету и
не взял "скромный русский пейзаж, знакомую природу"?
К началу 1900-х гг. мастерство Рылова достигло зрелости. В 1904 г. появился "Зеленый
шум". Над картиной художник работал два года, писал ее в мастерской, используя опыт
наблюдения натуры и массу этюдов, сделанных в окрестностях Вятки и Петербурга.
Современников поразило молодое, радостное чувство, которым пронизан пейзаж. Это
образ вечно торжествующей, вечно меняющейся жизни, когда один момент быстро сменяет
другой и все они равно прекрасны. Колорит строится на сочетании насыщенных цветовых
отношений. Динамично пространственное решение - это противопоставление сильно
приближенного переднего плана и открывающейся за ним необозримой дали.
То же радостное чувство и аналогичное пространственное построение - в картине "В
голубом просторе" (1918). Изображено весеннее ветреное утро над волнующимся морем,
потоки золотистых лучей восходящего солнца, летящие на родину белые лебеди, земля с
остатками сходящего снега и легкое парусное судно, устремленное навстречу солнечным
лучам. Этот полный веры в жизненные силы образ позже был использован в идеологических
целях. Картину объявили первым советским пейзажем, а Рылова - основоположником
советской пейзажной живописи.
Но были у него пейзажи и с иным настроением - например, "Глушь" (1920). Болото с
черной водой заполняет весь первый план, а за ним - мрачный, тревожный лес.
Правда, жизнеутверждающих произведений у художника намного больше: "Жаркий
день", "Полевая рябинка", "Островок" (все 1922), "Березовая роща" (1923), "Старые ели у
реки" (1925), "Лесная река" (1928), "Домик с красной крышей" (1933), "В зеленых берегах"
(1938) и др.
Рылов обладал еще одним редким даром - педагогическим. До революции он вел
"класс рисования животных" в Рисовальной школе при ОПХ, а после 1917 г. преподавал в
АХ. Его советы и указания ценили не только ученики, но и маститые художники. Столь же
ценили его редкую душевную чистоту и любовь к людям.
Он вообще любил весь живой мир, и этот мир платил ему тем же. Его любили птицы и
звери, и проявления такой любви и доверия вызывали удивление окружающих. В своей
мастерской он устроил уголок леса. Тут без клетки жили птицы - зарянки, крапивники,
корольки, поползни,чайка, кулик-бекас... Он их покупал на рынке или где-нибудь подбирал,
больных и ослабевших, выхаживал, выкармливал, а по весне отпускал на волю. Здесь же
было два муравейника. У Рылова жили еще зайцы, белки, мартышка Манька и другие
животные. Не боялись его и многие пугливые звери и птицы, без страха приходили и
прилетали в его летнюю лесную мастерскую. "Рыловых природой отпускается очень, очень
скупо", - писал друг художника М. В. Нестеров после печального известия о его смерти.
|