ЩЕДРИН Семен Федорович
Родоначальник русской пейзажной живописи, первый профессор нового, пейзажного
класса в АХ, Сем. Ф. Щедрин выучил несколько поколений художников. Отработанная им
композиционная схема пейзажа надолго стала образцовой. Его картины воспроизводились в
гравюрах и пользовались большим успехом. Пейзажно-видовые росписи и панно,
написанные им и его учениками, украшали и столичные дворцы, и помещичьи усадьбы.
Щедрин был сыном солдата лейб-гвардии Преображенского полка. В 1759 г. поступил в
АХ, в 1765 г. получил золотую медаль и уехал пенсионером за границу - сначала в Париж,
потом в Рим. В Париже он копировал и изучал чужие произведения, много писал с натуры -
вероятно, под влиянием просветительской идеи искать красоту не только в классических
образцах, но и в окружающей действительности. В Риме Щедрин попал в обстановку
нарождающегося классицизма, для которого реальная жизнь нуждалась в значительных
"поправках" античностью. Здесь Щедрин задержался сверх срока своего пенсионерства на
четыре года. Вернувшись в Петербург в 1776 г., он стал руководить классом ландшафтной
живописи в АХ и, кроме того, при "Кабинете Её Величества" Екатерины II писал виды
пригородных дворцов и парков. С 1780-х гг. Щедрин занимался еще и реставрацией картин в
Эрмитаже, а в 1799 г. дополнительно возглавил новый, гравировально-ландшафтный класс в
АХ.
Расцвет его творчества приходился на 1790-е гг. Среди его работ наиболее известны
серии видов Павловского, Гатчинского и Петергофского парков, виды Каменного острова и
декоративные панно для Михайловского дворца в Петербурге. Щедрин запечатлел
конкретные виды архитектурных сооружений, но главную роль отводил не им, а окружающей
природе, с которой человек и его творения оказываются в гармоническом слиянии.
Композиция строится в соответствии с правилами академического классицизма:
"кулисы"-деревья - на первом плане (в коричневатых тонах); архитектура среди природы - на
втором, центральном (в зеленых тонах); дали, обычно неглубокие, - на третьем (в голубых
тонах). Кроны деревьев изображаются в условно-декоративной манере. Виды уютны,
уравновешенны, в них есть прелесть открытия нового чувства природы, цельность
восприятия, мягкий лиризм. Однако в сравнении с лучшими западноевропейскими мастерами
пейзажа того времени Щедрин выглядит еще робким учеником. Постепенно положение будет
меняться, но уже в творчестве его учеников и преемников.
|