ЩЕДРИН Сильвестр Феодосиевич
Сильв. Ф. Щедрину уготовано было стать художником: его отец был крупным
скульптором, а дядя, Сем. Ф. Щедрин, - пейзажистом. В 1800 г. он был зачислен в
Воспитательное училище АХ, отлично учился, специализируясь на пейзажной живописи, и
закончил полный курс с золотой медалью и правом на заграничное пенсионерство. С
заграницей, впрочем, пришлось обождать из-за начавшейся войны 1812 г., и лишь в июне
1818 г. он наконец уехал в Италию.
После восьми месяцев, проведенных в Риме (где Щедрин знакомился с памятниками
искусства и старины больше по обязанности, чем по влечению), он переехал в Неаполь.
Здесь художник нашел подлинную отраду для души и неисчислимое количество мотивов для
живописи. Он много работал на натуре, что было редкостью в то время, и, стараясь возможно
живее запечатлеть видимое, начал понемногу избавляться от заученных канонов. Все же
бурные политические события, развернувшиеся в Неаполитанском королевстве, вынудили
Щедрина искать безопасности в Риме. Но теперь он смотрел на этот город иными глазами и
на ходил в нем красоту. Крупным достижением художника стала картина "Новый Рим. Замок
Святого Ангела" (1823). Она имела успех и породила впоследствии массу подражаний. Сам
Щедрин для желающих ее приобрести сделал 8 (или даже 10) вариантов - не повторяясь
буквально, а варьируя время суток, детали, угол и точку зрения. Но главной его темой была
природа. Работая в летнее время за городом, он написал пейзаж "Озеро Альбано в
окрестностях Рима" (1825). В этом поэтическом произведении он сделал новый шаг к
естественности, избавившись от четкого деления на пространственные планы и от условности
цвета.
Срок пенсионерства истек в 1823 г., но Щедрин рискнул остаться в Италии еще на
некоторое время - уже независимым художником, благо его работы имели спрос, который он
едва успевал удовлетворять. В 1825 г. Щедрин вновь оказался в Неаполе. Там он главным
образом проводил время в холодные месяцы, а в теплые - писал с натуры в маленьких
городках, расположенных вдоль побережья Тирренского моря. Особенно его привлекали
скалистые берега, окружавшие небольшие уютные бухты, - он писал их по многу раз,
отыскивая новые и новые места, неоднократно возвращаясь к полюбившимся и открывая в
них что-то незнакомое ("Вид Сорренто близ Неаполя", "Вид Амальфи близ Неаполя", обе
1826; "Грот Матримонио на острове Капри", 1827, и др.). Художник увлекся еще одним
мотивом - увитой виноградом террасой с видом на море. В многочисленных "Террасах",
написанных в 1825-28 гг. и тоже имевших большой успех, он воплощал близкий ему идеал
гармонической жизни людей в единении с благодатной природой.
Мало-помалу в работы Щедрина проникает драматизм, ранее ему чуждый. Он стал
писать ночные пейзажи с тревожным светом луны, проглядывающей из-за облаков, и
мрачными силуэтами людей, собравшихся у костра ("Вид в окрестностях Сорренто. Вечер",
конец 1820-х; "Лунная ночь в Неаполе", 1828-29, и др.). Возможно, причиной тому были
невеселые вести с родины, куда художник не решался возвратиться, а возможно - тяжелая
болезнь, которая беспокоила его все чаще. Он пытался лечиться минеральными водами,
менял врачей, в отчаянии обратился за помощью к каким-то шарлатанам, но никто не смог
помочь. После смерти художника друзья предприняли усилия, чтобы его картины оказались в
России. Однако многие их попытки не увенчались успехом, и нам известна лишь часть
творческого наследия Щедрина.
|