ЩЕДРОВСКИЙ Игнатий Степанович
Известный рисовальщик и литограф, особенно тяготел к бытовому жанру. Оставил ряд
живописных работ - жанровых и пейзажных.
Учился И. С. Щедровский в университете в Вильно. Поступить в Петербургскую АХ на
казенный счет ему так и не удалось, поэтому в 1833-36 гг. он посещал классы АХ в качестве
вольнослушателя. Тем не менее в 1836 г. получил звание свободного художника, "во
внимание к хорошим успехам по части ландшафтной живописи" (позднее, в 1842 г., получил
звание академика). Зарабатывал молодой и бедный художник себе на жизнь литографиями с
известных произведений искусства, заказы на которые получал от ОПХ.
В 1839 г. Щедровский выпускает свой первый альбом (36 литографий) на темы из
русского народного быта. Художник сделал рисунки, но литографировали их другие мастера.
Успех был велик, и это позволило Щедровскому впоследствии повторить альбом еще четыре
раза (1845, 1846, 1852, 1855). Но теперь он меняет вертикальный формат первого издания на
горизонтальный и делает все литографии сам, причем в цвете, используя черную,
голубоватую и красноватую краски.
Работу Щедровского отметил В. Г. Белинский за большую достоверность в передаче
городских сцен, типичность лиц и характеров. Наиболее известны листы "Купец и нищие",
"Бондари", "Столярная мастерская". Художник в состоянии уловить не только главные
внутренние и внешние черты разных типов людей, но даже их характерные движения,
походку, сам ритм их жизни. При этом он избегает суеты, многоречивости и лишних деталей.
Соответствует такому уровню обобщения и твердый, четкий рисунок.
Сохранились далеко не все живописные работы Щедровского. Не совсем в русле его
творчества оказались несколько пейзажей с охотниками, которые напоминают по настроению
картины художников венециановской школы. Другие полотна Щедровского - например,
"Сбитенщик" (1837), "Чтец на набережной и торговец лимонадом", "Плотники" (обе 1839) -
близки по подходу и теме к его литографиям. Скрупулезно и точно, с большим сочувствием к
простым труженикам, беднякам Щедровский показывает их повседневную жизнь и занятия,
представляя их зрителю как эстетическую ценность.
В сущности, в творчестве Щедровского встречаются старое и новое направление в
искусстве, и он счастливо избегает недостатков того и другого. Он разрабатывает бытовой
жанр, который будет главенствовать в русской живописи второй половины XIX в., но все
изображаемое, в соответствии со своей позднеклассицистической выучкой, обобщает,
очищает от случайного, внешнего и суетного. Таким образом достигается равновесие
отвлеченного и конкретного.
О последних пятнадцати годах жизни художника мало что известно. Похоже, они были
во всех отношениях нелегкими.
|