ЗАМИРАЙЛО Виктор Дмитриевич
В. Д. Замирайло, рано обнаруживший тягу к рисованию, обучался в Киевской
рисовальной школе Н. И. Мурашко (1881-86). В Киеве же он познакомился и сблизился с М.
А. Врубелем, помогая тому при реставрации фресок Кирилловской церкви, и с В. М.
Васнецовым, исполняя надписи и орнаменты для его росписей во Владимирском соборе. Это
знакомство побудило его переехать в Москву, где он некоторое время продолжал работать с
Васнецовым. В 1904-07 гг. Замирайло жил в Петербурге, где тесно сошелся с родственными
ему по духу художниками круга "Мира искусства", потом вернулся в Москву.
Искусство Замирайло с самого начала развивалось под сильным влиянием двух его
кумиров - М. А. Врубеля и Г. Доре, и следы этого влияния ощутимы в его зрелом стиле. Он
занимался монументально-декоративной живописью, оформлял спектакли; с конца 1900-х гг.
работал над большой серией рисунков "Capricci", увлеченно воплощая созданный его
воображением сказочный мир, в котором безудержная фантазия своеобразно сочеталась с
жизненной конкретностью и оттенялась легкой иронией. Более всего За-мирайло известен как
книжный график. В этом качестве он дебютировал еще в 1900 г., удачно дополнив
иллюстрации В. М. Васнецова к "Песни о вещем Олеге" А. С. Пушкина стилизованным
рукописным текстом. С течением времени он стал работать в книжной графике все чаще и
чаще, а переехав окончательно в Петербург (1914), сделал ее своим основным занятием. Он
исполнял множество рисунков для журналов и книг, был признанным мастером книжной
обложки, преимущественно декоративной, в которой изобретательно и очень индивидуально
сочетал шрифт с орнаментом. Кроме того, он был отличным иллюстратором, умевшим
лаконично и занимательно интерпретировать смысл и передавать сюжет литературного
произведения. Это помогало художнику особенно успешно работать в детской книге, где
заслуженную известность ему принесли прекрасные рисунки к народной валлийской сказке
"Джек - покоритель великанов", в талантливом пересказе К. И. Чуковского (1917, изд. 1921),
"Как ни в чем не бывало" А. Н. Толстого (1924), "Путешествиям Гулливера" Дж. Свифта (сере
дина 1920-х), "Маленькому оборвышу" Дж. Гринвуда(1929).
В последние годы жизни Замирайло занимался педагогической деятельностью, но
развившаяся тяжелая болезнь оторвала его и от преподавания, и от творчества, и от людей.
Ослепший и беспомощный, забытый всеми, он окончил свою жизнь в загородном доме для
престарелых.
|