Главная Почта Магазин Справочник Рассылка Ссылки English

СПРАВОЧНИК

РАССЫЛКА

Подпишитесь на рассылку и вы будите регулярно получать новости сайта>>>>

МЕБЕЛЬ


Франция. Первая половина XVIII века.

Начало XVIII в. знаменуется сменой стилевой направленности в искусстве. В мебели развивается так называемый стиль регентства. Мебель стиля регентства сохраняет черты французского барокко (стиль Людовика XIV) как в композиции, так и в орнаментике изделий, но формы предметов и их декоративное решение становятся значительно легче (рис. 31). Классические орнаментальные мотивы вытесняются легкими растительными арабесками. В орнаменте главенствует симметрия, но размещение букетов, завитков, фигур свободно, что усиливает впечатление легкости.

Стиль регентства в мебели наиболее полно выразился в работах Шарля Крессана (1686—1768). Большого совершенства мастер достиг в маркетри, используя древесину амаранта, розового и фиалкового дерева. Мебель Крессана обильно покрыта прихотливо извивающимися бронзовыми украшениями, изображающими стебли растений, листья, цветы, которые обвивают ручки комодов, их ножки и профили (рис. 31,6). Крессан сам исполнял модели своих бронзовых украшений. Особенно славились выполненные им угловые украшения, изображающие в изящном повороте женские головки с высоко зачесанными волосами и словно цветок вырастающие из стебля.

Во второй четверти XVIII в. сформировался в основных чертах стиль рококо. Появление и развитие стиля рококо связано с именем Ж. О. Мейссонье — ювелира, скульптора и архитектора, автора многочисленных проектов интерьеров и изделий декоративно-прикладного искусства. Во Франции стиль носит название рокайль (rocaille франц.)—отделка кусками камня и раковинами, развитие которого совпало с правлением Людовика XV (1723—1774), и по принятой в прошлом традиции этот стиль в литературе часто называют стилем Людовика XV.

Период правления Людовика XV связан с быстрым экономическим развитием и ростом богатства Франции. Придворные и аристократические круги—обладатели значительных богатств—стремятся к роскошной жизни, комфорту. Это обстоятельство отражается на характере архитектуры и искусства.

Парадные дворцовые ансамбли сменяются сооружениями более интимного, камерного, характера с уютными изящными интерьерами. Появляются будуары, кабинеты. Меняется характер структурной организации помещений, В интерьерах более значительную роль начинает играть мебель, котосую размещают группами с целью создания большего комфорта. Центр интерьера—невысокий камин, покрытый мраморной плитой и отделанный тонким рельефом. Каминную доску украшают часами, канделябрами, разнообразными украшениями. Над камином размещают большое зеркало, оправленное в роскошную раму. Вообще значение зеркал в убранстве интерьера, особенно к салонах и будуарах, чрезвычайно возрастает. Зеркала, развешиваемые на стенах и расставленные на разнообразных столиках, усложняли пространство интерьера и как нельзя лучше соответствовали царящему в придворных кругах стремлению к театрализации жизни, превращению ее в своеобразную игру. В интерьерах стиля рококо отсутствуют монументальность и неподвижность, все подчинено стремлению создать впечатление движения. Предпочтительные колористические решения также призваны создавать впечатление легкости, праздничности. Наиболее распространенные цветовые решения"—белое с голубым, светло-зеленым или розовым (пастельные тона). Обязательная принадлежность интерьеров стиля рококо—позолота.

Представление об интерьере как целостном ансамбле зарождается именно в эпоху рококо. Архитекторы в своих проектах стремятся достигнуть полного стилевого единства всех составляющих комнатного убранства: декора стен и потолков, форм мебели, расцветок драпировок и обивочных тканей и т. д.

В декоративном убранстве интерьеров применяют самые дорогие экзотические породы дерева, мрамор, шелк, гобелен, бронзу, золото. Стиль рококо был в первую очередь стилем придворно-аристократического искусства. В середине XVIII в. увлечение китайским искусством, особенно коллекционирование фарфора и лаков, достигает наибольшего развития. Из Китая пришли и бумажные обои для оклейки стен жилых помещений.

Черты стиля рококо в мебели складывались постепенно: облегчались формы и декор мебельных изделий. Особенно изменилась мебель для сидения: пропали проножки, ножки более изогнутые, спинки низкие и откидываются назад, сиденья шире и мягче. Корпусная мебель теряет архитектурное построение, в декоре все реже встречается лист аканта, в орнамент часто вводят живо трактованные ветви растений и цветы. В расположении отдельных фигур, букетов, завитков больше свободы.

В результате стремления к комфорту появились новые виды мебельных изделий: шезлонг, бержер (глубокое кресло) (рис. 32, а), диван в форме соединенных двух-трех кресел (рис. 32, б), секретер на высоких стройных ножках с наклонно расположенной откидной доской и множеством потайных отделений (рис. 32, в), картоньерка (шкафчик для бумаг), угловой шкафчик, женский письменный столик, туалет с откидным зеркалом, круглые и квадратные тумбочки, разнообразные рабочие столики.

Среди предметов корпусной мебели наибольшее распространение получает комод (француз, commode— удобный), как правило, с двумя выдвижными ящиками. Объем комода (рис. 32, г) становится все более пластичным—стенки изогнуты-в вертикальном и горизонтальном направлениях, покрыты узором маркетри (ветви растений, корзины с цветами и лентами), который свободно располагается на поверхности комода, маскируя* его ящики.

Формы всех видов мебельных изделий изящны с характерными плавными, текучими линиями.

Стулья, диваны и кресла обивают бархатом или шла лерами. Орнамент обивки менее торжественный. Иэвест на серия шпалер "Басни Лафонтена", исполненная по рисункам художников Франсуа Буше (1703—1770) и Жана Батиста Удри (1686—1755) для Версаля, а затем неоднократно повторенная. Для обивки мебели изготовляют ковры с мягкой ворсистой поверхностью и цветочным узором.

Для маркетри в мебели стиля рококо применяют дорогие породы древесины: красное и розовое дерево, палисандр, амарант, пальму, лимон, яблоню, грушу, клен, орех. Французские мебельщики редко прибегали к искусственной окраске и выжиганию дерева, предпочитая древесину с богатым природным рисунком. Резьбу по дереву в мебели рскоко заменили бронзовые накладки.

Интерес к искусству Востока, в частности Китая, проявился не только в решении интерьера в целом, но и отдельных мебельных изделий. Французские мастера используют китайские изделия в своих произведениях: например, китайские фарфоровые вазы они оправляют бронзой, а китайские лаковые доски вделывают в новую мебель. В европейском искусстве усиливается подражание китайским образцам. С 60-х годов XVII в. стремятся разгадать секрет китайских лаков. Создается целая отрасль художественного производства, а в 1713 г. при мануфактуре Гобеленов открывается лаковая мастерская. Особенно высокими художественными качествами отличались лаки братьев Мартен, которые освоили изготовление китайских лаков.





ЛУЧШИЙ АНТИКВАРНЫЙ МАГАЗИН
"СТАРИНА НА ЛИГОВКЕ" -
ТЫСЯЧИ ПРЕДМЕТОВ В ПРОДАЖЕ ON-LINE

Русская парфюмерия накопительные скидки.
Сайт создан в системе uCoz