Главная Почта Магазин Справочник Рассылка Ссылки English

СПРАВОЧНИК

РАССЫЛКА

Подпишитесь на рассылку и вы будите регулярно получать новости сайта>>>>

МЕБЕЛЬ


Франция. XIX век.

Последние годы XVIII в. и начальный период XIX в. характеризуются дальнейшим развитием классицизма, который приобретает новые черты и проходит два этапа: стиль директории и стиль ампир.

Мебель стиля директории близка мебели классицизма: строгая прямолинейность форм, гармоничность пропорций, спокойное равновесие частей, следование античным формам. Разнообразны типы мебельных изделий (рис. 39).

Спинки стульев либо мягкие, либо ажурные. По фор-' ме стулья близки античным образцам (рис. 39, а). Мягкую мебель обивают гладким или полосатым сукном, иногда шелком или кожей. Основные особенности мебели стиля директории— простые прямолинейные формы и прямые линии, гладкие поверхности, ограниченный набор элементов декора, суживающиеся книзу прямые ножки, гладкие колонны, фронтонные завершения шкафов, обрамления, заполнения ажурных спинок в форме ромбов или многоугольников, античные или древнеегипетские орнаментальные мотивы (венки, шлемы, копья, щиты, сфинксы, грифоны, пальметки, маски).

Кровати (рис. 39, б) освобождаются от балдахинов, ее головные и ножные щиты одинаковы по высоте, иногда спинки имеют S-образную форму.

Корпусная мебель с прямыми ножками имеет простые. облегченные объемы (рис. 39, в); карнизы поддерживаются колоннами или пилястрами с бронзовыми капителями.

В эпоху наполеоновской империи (1799—1815), когда первый император Франции окружает себя блеском и пышностью, возникает стиль ампир (от французского empire—империя). Наиболее ярко стиль ампир проявляется в интерьерах загородных резиденций (Мальме-зон, Компьен, Фонтенбло). В композиции интерьеров властвовали симметрия, прямая линия, геометрия, устойчивые схемы. Центр композиции салона — камин из белого мрамора, с которым контрастировали каминные принадлежности и решетка из золоченой бронзы. Мебель—кресла, канапе, табуреты—расставляли симметрично. В центре помещения размещали круглый стол. Окна и двери драпировали. В интерьерах стиля ампир Появились прямые занавеси с широкой каймой внизу, которые скользили на кольцах, нанизанных на круглые стержни, похожие на копья.

В столовых размещали круглые столы, серванты с фарфором, хрусталем, серебром. Стулья ставили вдоль стен. Стены декорировали тонкими пилястрами, панели между ними затягивали тканью или расписывали. Стены все чаще оклеивали бумажными обоями или расписывали клеевой краской. Створки дверей украшали орнаментом с помпейскими мотивами. Для мебели (рис. 40) стиля ампир характерны монументальность и нарочитая. статичность, которая несколько смягчается светлыми тонами и пятнами позолоченной бронзы.

К формам античной мебели особенно близка была мебель для сидения (рис. 40, а, в). Стулья по форме повторяли греческий стул—клисмос. Иногда вся боковая часть стула или кресла превращается в скульптурное изображение льва, лебедя, грифона, крылатого сфинкса. Мебель для сидения обивают алым сукном с черным бордюром, кожей, шелком, осыпанным звездами или розетками на сетчатом узоре. Широко применяют табуреты. на скрещивающихся ножках, разнообразные по формам и размерам диваны: от огромного, занимающего всю стену, до маленького двухместного. В обиход входят кушетки. В картине "Портрет мадам Рекамье" (1800) Ф. Жерар изобразил такую кушетку, после чего ее стали называть рекамье. Широко распространились большие напольные зеркала (псише).

Опоры столов решали в виде античных колонн и пилонов либо пьедесталов, аналогичных мраморным опорам римских столов (рис. 40, б), царги украшали бронзовым орнаментом в форме фриза. Появились большие круглые столы, маленькие круглые столики на одной ножке, туалетные столы и массивные тумбы—постаменты цилиндрической формы, которые симметрично размещали по обеим сторонам кровати.

Кровати часто снабжали балдахинами в форме палаток (рис. 40, г). Шкафы и секретеры (рис. 40, д) делали крупных размеров с большими фанерованными поверхностями. Шкафы, увенчанные карнизами и фронтонами, были похожи на античные храмы. Появились новые мебельные изделия: горки, узкие серванты, витрины.

Очертания мебели прямолинейные, пропорции стройные, часто ее украшали узкими полосками из тянутой латуни и гофрированными латунными вставками.

Постепенно по форме и отделке мебель становится все ближе к античным образцам. В орнаменте активно использовали древнеримские мотивы; скрещенные мечи и копья, щиты и шлемы, орлы, дикторские связки, лавровые венки, плотно заплетенные венки, пальметки, рога изобилия и инициал Наполеона N.

После египетского похода Наполеона (1798—1799) распространяются изображения сфинксов, стройных кариатид, напоминающих мумии, с головами негритянок и спеленутыми ступнями ног.

Стиль ампир был создан искусственно, а не возник в результате естественного развития художественных тенденций. Поэтому для его развития особое значение приобретает деятельность ведущих художников, а именно художника Жака Луи Давида (1748—1825). Во время революции он был активным членом Конвента, устраивал торжественные народные празднества. Своим творчеством Давид по существу определял характер среды своего времени, начиная с костюмов и кончая прическа ми. Давид много внес и в решение новых форм мебели" Стулья, изображенные на картинах Давида ("Клятва Горациев", "Брут", "Елена и Парис" и др.), были созданы им на основе тщательного изучения античных форм мебели как римской, так и древнегреческой и явились прообразом тех стульев, которые изготовляли в тот период как во Франции, так и в других европейских странах.

Вместе с Давидом работал Ж. Жакоб. Самой крупной его работой была мебель для Конвента (1793). Составление проекта он поручил тогда еще не известным архитекторам Ш. Персье (1764—1838) и П. Фонтену (1762—1853), которых считают создателями стиля ампир в интерьере, и мебели. Персье и Фонтен возглавили работы по оформлению королевских дЬорцов (Тюиль-ри, Лувр, Сен-Клу, Фонтенбло). Слава этих архитекторов, а по их рисункам изготовлялась мебель для Виндзора, Петербурга, Потсдама и т. д., во многом объясняется тем, что ими был выпущен в свет альбом проектов мебели и интерьеров.





ЛУЧШИЙ АНТИКВАРНЫЙ МАГАЗИН
"СТАРИНА НА ЛИГОВКЕ" -
ТЫСЯЧИ ПРЕДМЕТОВ В ПРОДАЖЕ ON-LINE

Египет для самых требовательных отдых в египте ежедневные вылеты в Египет из Москвы. . Отдых и экскурсии по музеям, экскурсии по золотому кольцу для школьников. . "МЭЛ сервис" предлагает вам швеллер стальной горячекатаный со склада.
Сайт создан в системе uCoz