Главная Почта Магазин Справочник Рассылка Ссылки English

СПРАВОЧНИК

РАССЫЛКА

Подпишитесь на рассылку и вы будите регулярно получать новости сайта>>>>

СЛОВАРЬ СТИЛЕЙ:


АВАНГАРД, АВАНГАРДИЗМ

(франц. avantgard, avantgardisme от avant — передовой и garde — отряд). Авангард — условное название всех новейших, экспериментальных взглядов, концепций, течений, школ, творчества отдельных художников XX в. Авангардизм — тенденция отрицания традиций и экспериментальный поиск новых форм и путей творчества, проявляющихся в самых различных художественных течениях, понятие, противоположное академизму. Авангард не является художественным стилем, в нем отсутствует целостность стилистических признаков. По мнению многих исследователей, авангардизм — отражение процесса вытеснения культуры цивилизацией, гуманистических ценностей прагматической идеологией технического века. Так, уже в самом начале XX в. туманные идеалы Романтизма и символизма искусства периода Модерна, испытывавшего глубокий кризис, были буквально сметены ураганным вихрем техни-цистских идей конструктивизма, функционализма, абстрактивизма. "Организм" традиционной культуры, прямо по Шпенг-яеру, на глазах изумленной публики стремительно перерождался в некий бесчеловечный "механизм". Новым "символом веры" стал отказ от духовных традиций искусства. Это отразились даже на профессиональной терминологии. "Иллюзионизму" классической живописи авангардисты противопоставили "визионизм" (от лат. visionis — явление, образ).

Всем течениям авангардистского искус-ства действительно свойственна подмена духовного содержания прагматизмом, эмоциональности — трезвым расчетом, художественной образности — простой гармонизацией, эстетикой форм, композиции — конструкцией, больших идей — утилитарностью.

Искусству авангарда присуща своя романтическая мифология переходящая в нигилизм, отрицающий свою историчность и историзм художественного мышления вообще. Авангардизм порывает с художественной традицией как с источником, питающим творческое воображение художника. Прошлое, по убеждению авангардиста, "может остаться неиспользованным, как материал, потерявший значительную часть своей активной силы и тем самым свое культурное значение" '. Так для Л. Лисиц-кого в архитектуре "единица равняется единице", а все остальное: "египетско-гре-ческо-римско-готический маскарад"2. Это наводит его на мысль, что "прошлое никак не связано с настоящим" и "в искусстве нет развития"3. Именно таким мировоззрением характеризуется авангардизм, неизбежно приводящий к воинствующему нигилизму, а у малообразованной в художественном отношении личности — к комплексу неудовлетворенного честолюбия, как это не раз показывала история в периоды социальных революций. В этом, отчасти, ключ к пониманию особенностей русского авангарда 1910-1920-х гг.

Традиционный русский максимализм, ярко проявившийся еще в движении передвижников и "шестидесятников" XIX столетия, был лишь усилен русской революцией и привел к тому, что во всем мире Советская Россия считается родиной авангардного искусства. Проходившая в 1992-1993 гг. в США, Западной Европе и Москве выставка русского авангарда 1915-1932 гг. была названа "Великая Утопия". Как сказано в предисловии к каталогу выставки, "утопия двигала историю России и заключала в себе несоответствие действительности", поэтому и оценивать однозначно такое сложное явление невозможно 4. Вместе с тем совершенно ясно, что авангардизм является общей тенденцией в искусстве XX в. и связан прежде всего со значительным усилением аналитических тенденций художественного мышления и разрушением целостности художественного образа вследствие открытий импрессионизма и постимпрессионизма (см. аналитический метод).

Если до импрессионизма второй половины XIX в. в истории искусства наблюдалось последовательное чередование художественных стилей, каждый из которых характеризовался определенной целостностью всех элементов содержания и формы, то последующее развитие демонстрировало лишь отдельные усилия художников в работе либо над цветом, либо над формой, либо над плоскостью, либо над пространством и т.д., но никогда над всем вместе. Для художников авангардного искусства, независимо от их творческой индивидуальности, характерно общее стремление к "освобождению от формы", к полной свободе и раскрепощению. Если старые мастера несли на своих плечах тяжкий груз заботы о совершенствовании изобразительной формы, многовекового труда по развитию ее выразительных возможностей, то представители авангарда с беззаботной легкостью отбросили проблемы этой художественной традиции и поставили во главу угла "свободу выражения", хотя бы ценой потери многих художественных качеств. Пример тому — немецкий экспрессионизм начала XX в.

"Новое искусство" действительно стало свободно. Этой безудержной свободой оно покоряет, увлекает и захватывает, но одновременно свидетельствует о деградации, разрушении целостности содержания и формы. Присущая некоторым течениям авангардного искусства атмосфера иронии, игры, карнавальности, маскарада не столько маскирует, сколько раскрывает глубокий внутренний разлад в душе художника. Может быть поэтому советские авангардисты не выступали за создание новых течений или школ в искусстве, а провозглашали себя лидерами "партий", отводя остальным роль безымянных исполнителей в "коллективном творчестве". Они становились "комиссарами", "уполномоченными" и силой революции насаждали свои идеи и взгляды. Это был своеобразный большевизм в искусстве. Русский религиозный философ И. Ильин определил авангардизм как "дух эстетического большевизма, теорию безответственнооти и практику вседозволенности" '. Другой русский мыслитель С. Булгаков подчеркивал: "Творчество имеет религиозную ценность... нигилизм есть предельное отрицание творчества"2. Русские маргиналы, наследники Базарова, добровольно отказавшись от культуры, историзма мышления, а значит и от духовности вообще, без Бога и Веры остались один на один с пустотой. Вот что символизирует "Черный квадрат" К. Малевича.

Без культурного наследия, объединяющего людей: художника со зрителем, художника с художником,— оставалась только вражда, неприятие мира, маска нигилизма и насилия, прикрывающие страх. Подобное одиночество в пустоте способны выдержать только гении. Но авангардисты не были гениями, и как бы ощущая это, они провозглашали гениями сами себя. При этом каждый пытался опрокинуть другого. К. Малевич враждовал с В. Кандинским, Кандинский с Малевичем и В. Татлиным, Татлин и М. Матюшин со всеми... Это было поражением национальной культуры... Существовал и еще один выход: смешаться с толпой. Так, в начале XX века итальянские футуристы, воспевая насилие и "инстинкт зверя", ушли на фронт первой мировой войны и почти все погибли. А русские авангардисты ринулись в революцию...

Идеология авангардизма несет в себе разрушительную силу. В 1910-х гг., по словам Н. Бердяева, в России подрастало "хулиганское поколение". Агрессивная молодежь, в основном состоявшая из идейно убежденных и самоотверженных нигилистов, ставила целью своей жизни разрушение всех культурных ценностей, что не могло не вызывать беспокойства культурных и здравомыслящих людей. Однако авангардизму всегда была присуща и другая, коммерческая сторона. Сознательное пренебрежение школой и сложностью изобразительной формы есть наиболее легкий путь, привлекающий тех, кому нравится с большой выгодой для себя дурачить простаков, недостаточно культурную публику, малообразованных критиков и невежественных меценатов. Ведь для того, чтобы в полной мере осознать внутреннюю пустоту авангардизма нужен немалый "зрительный опыт". Чем элементарнее искусство, тем многозначительнее оно кажется не" опытному зрителю. Здесь мы сталкиваемая ] ни с чем иным, как с вечно актуальным сюжетом сказки о "голом короле". -

Художественное бессмыслие авангард} ного искусства является причиной и того,! что за свою достаточно долгую историю оно так и не смогло обрести статус целостного художественного направления, течения или стиля. В понятии "авангард"^ условно объединяются самые разные течения искусства XX в. (см. дадаизм; Де Стиль; конструктивизм; кубизм; орфизм; оп-арт; поп-арт; пуризм; сюрреализм; фовизм). В развитии искусства авангардистские устремления постоянно сталкиваются] с противоположными тенденциями возврат I та к традиции, причем в результате оказывается, что авангард по названию не| всегда является таковым по существу (срав. неостили; ретростили). В 1970-1980-х гг. ] вошли в обиход также понятия "неоавангард", "поставангард", "трансавангард" (от| греч. neos — новый, лат. post — после • ] trans — через). • | В русской художественной критике слово "авангард" впервые применил А. Б" ну а в 1910г. в статье о выставке "Союза русских художников", где он решительно осудил "авангардистов": М. Ларионову \ П. Кузнецова, Г. Якулова.



ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ



ЛУЧШИЙ АНТИКВАРНЫЙ МАГАЗИН
"СТАРИНА НА ЛИГОВКЕ" -
ТЫСЯЧИ ПРЕДМЕТОВ В ПРОДАЖЕ ON-LINE

мясо свиных голов
Сайт создан в системе uCoz