Главная Почта Магазин Справочник Рассылка Ссылки English

СПРАВОЧНИК

РАССЫЛКА

Подпишитесь на рассылку и вы будите регулярно получать новости сайта>>>>

СЛОВАРЬ СТИЛЕЙ:


АКАДЕМИЗМ, АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ

(франц. academisme, от греч. Akademia — философская школа, основанная Платоном в IV в. до н. э., получившая свое название от Священной рощи близ Афин, где, по преданию, был похоронен древнегреческий герой Академ). В наиболее широком значении академизм — термин, применяемый для обозначения консервативных тенденций в искусстве, а также художественных течений, представители которых догматически следуют канонам, авторитетам, классическим образцам, признанным идеальными и непревзойденными. Их ценность считается не зависящей от места и времени. Исторически академизм связан с деятельностью первых художественных учебных заведений конца XVI — начала XVII вв., названных академиями, в которых обучение было ориентировано на закрепление великих достижений мастеров предшествовавших эпох: античности и Итальянского Возрождения.

В конце XVI в. в Италии возникла необходимость специальной профессиональной подготовки живописцев, скульпторов и архитекторов. Усложнившиеся правила композиции картины или фрески на исторические и мифологические темы требовали литературных знаний и эрудиции, изображение обнаженного тела — изучения анатомии, архитектуры — геометрии и перспективы. В 1542г. была открыта "Ви-трувианская Академия в Риме", -в 1560 г. Дж. Вазари организовал "Академию рисунка" во Флоренции, в 1577г.— в Риме. С 1585 г. в г. Болонья начала свою деятельность "Академия вступивших на правильный путь", организованная живописцами братьями Лодовико, Агостийо и Ан-нибале Карраччи (см. болонская школа). В 1593 г. укнъопнсец-маньерист Ф. Цуккаро основал в Риме знаменитую Академию Св. Луки. В 1603г. в Риме была основана "Академия рысьеглаэых", а полвека спустя — "Флорентийская академия опыта" (1657г.). Слово "академия" было выбрано для Названия учебных заведений не слу-чайно, оно подчеркивало преемственность, связь современного искусства с античной классикой. В XVI в. в одной только Италии было около пятисот академий. В 1648г. в Париже была открыта Королевская Академия живописи и скульптуры, а в 1671г.— архитектуры. В 1757г. по инициативе И. Шувалова в Москве, а затем в Петербурге была основана Российская "Академия трех знатнейших художеств". В 1768 г. сэр Дж. Рейнолдс основал в Лондоне Королевскую Академию искусств.

В основу деятельности первых академий был положен "элективный метод" (от лат. electare — отбирать, выбирать), строящийся на сознательном отборе отдельных качеств классического искусства, представлявшихся наилучшими. Именно это обстоятельство является причиной того, что академизм в искусстве переходит в открытую эклектику. Содержание академического метода очень точно выражает сонет, приписываемый одному из создателей Бо-лонской академии Агостино Карраччи: Кто стремится и хочет стать хорошим живописцем, Тот пусть вооружится рисунком Рима, Движением и светотенью венецианцев И ломбардской сдержанностью колорита. Манеру мощную возьмет от Микеланжело, От Тициана — передачу натуры, Чистоту и величие Корреджиева стиля И строгую уравновешенность Рафаэля. От Тибальди — достоинства и основу, От Приматиччьо — ученость компоновки И немного грации Пармиджанино...

Как выяснилось позднее, этот сонет был сочинен не А. Карраччи, а его биографом графом К. Ч. Мальвазием. Но это не только не меняет существа дела, но даже, напротив, лишний раз свидетельствует о стремлении современников подчеркнуть эклектическую суть искусства болон-цев. Ведь именно в их эпоху "мир утратил свою цельность", которая на полстолетия ранее так' ярко была выражена в "идеальном стиле" Рафаэля. Теперь же художественным идеалом стала считаться "множественность содержаний".

О том, насколько положительно оценивался этот метод, можно судить по высказыванию Л. Бернини, поощрявшего А. Карраччи за то, что "он собрал в себе изящество и рисунок Рафаэля, знание и анатомию Микеланжело, благородство , <и манеру письма Корреджьо, колорит Тициана, инвенцию Джулио Романо и Андрей Мантеньи и из манеры десяти или двенадцати величайших художников он создал свою, как будто, проходя через кухню, где каждая из них находилась в отдельном горшке, он положил по одной ложке ото всех в свой, который держал под рукой" % Практически такой эклектический метод реализовался в процессе обучения с ори* ентацией на античность. С позиций античного эстетического идеала рассматривалась и оценивалась деятельность всех великих мастеров последующих эпох. Поэтому стилистической основой академизма был Классицизм. Бернини говорил: "Я считаю, что Академии нужно иметь гипсовые слепки со всех прекрасных античных статуй, барельефов и бюстов для образования молодых людей, заставляя их рисовать по этим античным образцам, чтобы воспитать в них идею прекрасного... было бы для них погибельно, если давать им сначала рисовать с натуры, которая почти всегда слаба и незначительна, так как если их воображение будет наполнено только этим, они никогда не смогут создать ничего прекрасного и возвышенного, чего нет в естественном".

Академизм в истории искусства имел двойственное значение. С одной стороны, он служил гарантией сохранения традиций художественной школы, а с другой — препятствовал творческим поискам художников-новаторов. Негативную сторону академизма в искусстве, догматического следования образцам, стереотипным формальным клише отмечал русский поэт и живописец М. Волошин: "...художники отказались от повседневной работы по наблюдению природы, что является естественной, здоровой основой всякого искусства. Антики заслонили собой природу. Началась работа Академий, где позировали раздетые натурщики в условных и никогда в других областях жизни не повторявшихся позах. Они заменили скрытое под одеждой тело реальных людей. Вместе с этим теоретическое • знание заменило соч бой зрительный опыт: художники начали4 изучать анатомию. Типичное и характер'ное стало заменяться схематичным. Возрождение забыло, что греческие скульпторы, по которым оно изучало анатомию, сами никогда теоретически анатомии не изучали, а все основывали на зрительном опыте" '.

Академический пиетет к античности не был ни научным, ни реалистичным, а, скорее, спекулятивным. Так, рассматривая вопрос о роли цвета в скульптуре раннего итальянского кватроченто и о последующем возрастании академизма в искусстве Возрождения, Г. Вёльфлин писал: "Возрождение видело антиков цветными до тех пор, пока оно само было цветным, и тогда изображало полихромно на своих картинах все античные памятники; с того же момента, когда потребность в красках исчезла, оно стало видеть антиков белыми, и с нашей стороны будет ошибочно утверждать, что в данном отношении толчок исходил от античности" Интересно, что и сейчас академическое отношение к античности продолжает доминировать, и нам трудно представить себе яркую полихромию древнегреческой скульптуры и архитектуры, очень языческого и восточного в своей сути искусства. В этом и заключается главное отличие эстетики академизма от подлинного Классицизма.

В силу вторичности, искусственности и эклектичности академизм не имеет художественного стиля, он стилистически нейтрален, и поэтому интернационален. Академическое искусство в принципе одинаково везде: в Италии, Франции, Англии, России, так как оторвано от своих корней. Характерно, что в Российской Академии художеств картины ценились- прежде всего за "естественность и приятность живописи и... правдоподобие фигур" и лишь потом за "верность эллинам". А разве могло прийти в голову древнему эллину изучать анатомию на трупах, чтобы правдиво изображать живых людей? Подобный аналитический подход к искусству мог возникнуть лишь на рубеже XVI и XVII столетий, в эпоху гегемонии естественно-научного мышления.

В XVII-XX столетиях академизм интенсивно развивался главным образом в области станковой живописи и скульптуры. Академическое искусство тесно связано с эстетикой Классицизма, но выступает как его наиболее консервативное течение, отсюда такое понятие, как "академический классицизм". Главная задача академической методики преподавания искусства — воспитание "общей художественной культуры" — всегда осуществлялось на узком круге канонизированных образцов, признанных "классическими". В этом проявилась историческая и методологическая ограниченность академизма, его ретроспек-тивизм, догматизм и неспособность к развитию.

Характерно, что после краха Советского Союза Академия художеств СССР, в которой методика преподавания в целом следовала традициям Российской Императорской и европейских художественных академий XVII-XIX вв., оказалась "вне времени". Творческий метод художников-станковистов, воспитанных в стенах Академии, идеально отвечал "социальному заказу" периода "Советского ампира" и социалистического реализма. Художники успешно создавали огромное количество помпезных и пустых памятников вождям или "заказные" картины на "производственные" и "социальные" темы, стандартные по форме и примитивные по содержанию. С исчезновением системы большинство из них, как и все искусство "соцакадемизма", оказались просто ненужными. Образовался вакуум, мгновенно заполнившийся самодеятельным дилетантским искусством, которое в малохудожественной, а часто и в неэстетичной форме, точно отвечало запросам эпохи.

Противоположное академизму понятие— авангардизм (см. также русское академическое искусство; русский неоклассицизм).



ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ



ЛУЧШИЙ АНТИКВАРНЫЙ МАГАЗИН
"СТАРИНА НА ЛИГОВКЕ" -
ТЫСЯЧИ ПРЕДМЕТОВ В ПРОДАЖЕ ON-LINE

Сеточный корсаж чёрный/красный 85B/L, 26101591250 советую всем . Ближайшие Гостиницы и отели г челябинск.
Сайт создан в системе uCoz