ДАДА, ДАДАИЗМ
(франц. dadalsme) — одно из течений авангардного искусства начала XX в. Зародилось в Париже в среде нигилистически настроенных поэтов, философов, художников. По мысли теоретика движения, румынского писателя Тристана Тцара понятие "дадаист" должно обозначать абсурдность, так как по-французски — dada — слово, найденное им в раскрытом наугад словаре,— детская деревянная лошадка, детский лепет, dadais — простофиля, придурок. По-русски и румынски "да-да" — двойное утверждение, а на языке одного из африканских племен, как утверждал сам теоретик, аналогичное слово означает "хвост священной коровы". В 1916г. в Швейцарии Тцара опубликовал дадаистский "Манифест господина Антипирина". Антипирин — придуманное им название "средства от головной боли, лекарства от искусства". Дадаизм отражал растерянность интеллигенции времен первой мировой войны и надвигающийся кризис художественного мышления. Живописцы-дадаисты X. Арп, М. Дюшан, Г. Гросс, Ф. Пикабча, X. Хартунг, М. Эрнст и их вдохновитель поэт Л. Арагон провозгласили своей целью "антиискусство" и таким образом выражали протест против окружающей действительности. За откровенным хулиганством— шумными выходками, публичными скандалами, абсурдным языком, игрой, шокирующими зрителей намеками и символами — стояли программный антиэстетизм и иррационализм. В свои картины художники-дадаисты включали нетрадиционные элементы, реальные, нелепые предметы, часто подражая наивному искусству дикарей, детскому рисунку или же практиковали полностью бессознательное, "автоматическое письмо". Примеры тому — работы М. Дюшана: фонтан в виде писсуара или "Джоконда с усами", "Иронические машины" Ф. Пикабиа. Дадаизм как течение просуществовал очень недолго, до 1922г. Но изобретенный дадаистами принцип "автоматического письма" и выражения абсурдности видимого мира подготовил почву для возникновения сюрреализма.
|