ДУБИНСКИЙ Давид Александрович
Творческий путь замечательного графика и иллюстратора Д. А. Дубинского пришелся
на сложные для отечественного искусства годы. Художник не миновал трудностей и ошибок,
характерных для многих иллюстраторов 1940-50-х гг., но его работы последних лет оставили
яркий след в истории русской книжной графики.
Детство и юность Дубинского прошли в Москве, куда в начале 1920-х гг. переехала его
семья. В 1938-39 гг. он учится в рисовальной студии К. П. Чемко, его карикатуры печатаются
в журнале "Крокодил". В 1940 г. Дубинский поступает в МГХИ, причем сразу на третий курс.
Но учебу прерывает война, он участвует в ней как художник фронтовой газеты.
В 1944 г. Дубинский становится художественным редактором Военно-Морского
издательства в Москве, где выходят первые книги с его иллюстрациями. Интерес к
карикатуре, к острому сатирическому рисованию определил и технику (тушь, перо), и весь
строй ранней книжной графики Дубинского, а некоторые черты рисунков этого времени -
экспрессия, острая характеристика образов - проявляются и в ряде его позднейших работ.
Молодой художник возвращается к учебе в институте и в 1946 г. защищает дипломную
работу - иллюстрации к роману Т. Готье "Капитан Фракасс". В них видна виртуозная техника
рисовальщика, умение передать конкретную ситуацию, создать острохарактерный портрет,
тонко отобразить детали быта. Дубинский остается верен выбранной ранее технике -
перовому рисунку; в ней он выполняет затем иллюстрации к "Комедиям" К. Гольдони,
"Гаврошу" В. Гюго (1946), "Истории Генри Эсмонда" и "Ярмарке тщеславия" У. М. Теккерея
(1947), "Трагической истории доктора Фауста" К. Марло (1949). Во многих изданиях
Дубинский соединяет легкий перовой рисунок со сплошными черными заливками тушью, -
такой прием обостряет композиции иллюстраций и способствует более динамичному
восприятию книги в целом. Рисунки этого времени экспрессивны, они концентрируют в себе
наиболее острые, узловые ситуации.
На рубеже 1940-50-х гг. Дубинский начинает работать в технике черной акварели,
которая дает широкие возможности для создания тонально-пространственной иллюстрации,
где изображение строится на тонких градациях полутонов. Дубинский последовательно, с
глубокой достоверностью раскрывает сюжеты произведений А. П. Гайдара, С. П. Антонова,
И. С. Тургенева, А П. Чехова и др. Острые, гротескные работы первых лет уступают место
иллюстрациям, отличающимся психологизмом и тонкой эмоциональностью. Художник
стремится к отказу от повествовательной системы иллюстрирования, но при этом часто
прибегает к повествовательное(tm) изобразительной, создавая как бы самостоятельные
графические листы.
Серьезный успех принесла Дубинскому работа над изданиями повестей и рассказов А
П. Гайдара- "Чук и Гек" (1950), "РВС" (1951), "Дальние страны" (1953), "Голубая чашка"
(1957). Совмещение трезвой простоты и романтического пафоса в его рисунках соответствует
стилю произведений этого писателя.
Значительное место в творчестве художника заняли также циклы иллюстраций к
произведениям А. П. Чехова. В рисунках к повестям "Дом с мезонином" (1954) и "Человек в
футляре" (1957), к "Пестрым рассказам" (1958) второстепенные, казалось бы, проходные
эпизоды текста создают ощущение плавного течения жизни. Мастер стремится к передаче
общего настроения, состояния героев через их окружение, активно показывая среду -
пейзажи, интерьеры. Так, в иллюстрациях к "Дому с мезонином" природа вторит людям и их
чувствам, а в рисунках к рассказу И. Ильфа и Е. Петрова "Тоня" (1958) художник, наоборот,
противопоставляет холодное, отчужденное окружение образу главной героини произведения.
Последние два года жизни Дубинский посвятил работе над большой серией
иллюстраций к повести А. И. Куприна "Поединок", изданной уже после смерти художника
(1962). В этом блестящем цикле психологическая напряженность действия усиливается
цветом (иллюстрации выполнены темперой). Основной идеей этой и предыдущих работ стало
трепетное изображение человеческого стремления к счастью. Той же идеей проникнуты и
многие станковые графические произведение Дубинского, в частности серия "О любви".
|