БАКАЛОВИЧ Степан (Стефан) Владиславович
С. В. Бакалович родился в семье художника. Мать - известная в Варшаве актриса.
Первоначальное художественное образование получил у отца в Варшавской рисовальной
школе. В 1876 г. Бакалович приезжает в Петербург и поступает в АХ. Учится блестяще и в
1881 г. заканчивает АХ с большой золотой медалью и правом на пенсионерскую поездку - за
картину "Святой Сергий благословляет Дмитрия Донского на битву и отпускает с ним двух
иноков".
Бакалович едет в Краков к Я. Матейко, затем в Париж, посещает Алжир. В 1883 г.
добирается до Рима и, пораженный красотой античных древностей, остается здесь навсегда.
С этого момента художника интересуют исключительно сюжеты из древней греко-римской
жизни. Он изучает историю и археологию, много времени проводит в Пом-пеях. В Россию же
Бакалович регулярно отправляет па академические выставки свои новые картины. Ему
сопутствует огромный успех, картины мгновенно раскупаются (и в России, и в Италии). Он
становится одним из столпов так называемого позднего академизма. Его сравнивают с Г. И.
Семирад-ским - кумиром широкой публики. В 1886 г. Бакалович получает звание академика
исторической живописи за картины "Вечерний разговор", "Соседки", "Послание" и "Римский
поэт Катулл читает свои стихи друзьям". Последнюю работу покупает для своей галереи П.
М. Третьяков.
Бакалович относится к достаточно распространенному типу художников, которые,
обладая почти фотографической цепкостью глаза и замечательным мастерством, не имеют
подлинной творческой оригинальности. Стремясь к красоте, они с техническим
совершенством лишь внешне воспроизводят ее формы, уже существующие в искусстве.
Бакалович был искренне увлечен красотой и цельностью античной жизни и быта, столь
выразительно контрастирующими с буржуазной пошлостью конца XIX в. Но, по сути, он
приспосабливал античность ко вкусам буржуазной публики. Его картины - это по
преимуществу более или менее занимательные жанровые сценки в античных одеждах и
декорациях, что видно даже по названиям: "Торжество в Помпеях", "В приемной Мецената"
(обе 1888), "Майский вечер" (1889), "Гладиаторы перед выходом на арену" (1891), "Римская
цветочница" (1900) и др. Драматические сюжеты, требующие психологической разработки,
художнику не удавались (например, "Эдикт Мария",1896).
В 1903 г. Бакалович посещает Египет. Результат - новые темы, но не новая живопись:
"Моление Кхонсу" (1904), "Амент, великая жрица Хатор, выходящая из святая святых после
моления богине" (1906) и др.
В 1913 г. АХ отказала Бакаловичу в устройстве персональной выставки. В 1914-м он
последний раз показал свою работу в Петербурге. Название картины кажется символичным:
"Последние лучи". С этого времени связь художника с Россией обрывается.
|