БАКСТ (Розенберг) Лев Самойлович
Чтобы поступить вольнослушателем в АХ, Л. С. Баксту пришлось преодолеть
сопротивление отца, мелкого коммерсанта. Проучился он четыре года (1883-87), но
разочаровался в академической подготовке и покинул учебное заведение. Начал заниматься
живописью самостоятельно, изучал технику акварели, зарабатывая на жизнь
иллюстрированием детских книг и журналов. В 1889 г. художник впервые экспонировал свои
работы, приняв псевдоним - сокращенную фамилию бабушки по материнской линии
(Бакстер). 1893-99 гг. он провел в Париже, часто наезжая в Петербург, и упорно работал в
поисках собственного стиля. Сблизившись с А. Н. Бенуа, К. А. Сомовым и С. П. Дягилевым,
Бакст стал одним из инициаторов создания объединения "Мир искусства" (1898).
Известность Баксту принесли его графические работы для журнала "Мир искусства".
Он продолжал заниматься и станковым искусством - исполнил отличные графические
портреты И. И. Левитана, Ф. А. Малявина (1899), А. Белого (1905) и 3. Н. Гиппиус (1906) и
живописные портреты В. В. Розанова (1901), С. П. Дягилева с няней (1906). Яростные споры
критиков вызвала его картина "Ужин" (1902), ставшая своеобразным манифестом стиля
модерн в русском искусстве. Позднее сильное впечатление на зрителей произвела его
картина "Древний ужас (Terror Antiquus)" (1906-08), в которой воплощена символистская идея
неотвратимости судьбы. В годы первой русской революции Бакст сотрудничал в
сатирическом журнале "Жупел", потом в журналах "Сатирикон", "Золотое руно", "Аполлон",
успешно занимался книжной графикой и декоративным искусством (оформлял интерьеры,
иы-ставки). Но уже к концу 1900-х гг. ограничил себя работой в театре, изредка делая
исключения для графических портретов близких ему людей, и вошел в историю именно как
выдающийся театральный художник эпохи модерна. Дебютировал в театре он еще в 1902 г.,
оформив пантомиму "Сердце маркизы". Затем был поставлен балет "Фея кукол" (1903),
имевший успех главным образом благодаря его декорациям. Оформил еще несколько
спектаклей, делал отдельные костюмы для артистов, в частности для А. П. Павловой в
знаменитом "Лебеде" М. М. Фокина (1907). Но по-настоящему талант Бакста развернулся в
балетных спектаклях "Русских сезонов", а затем "Русского балета С. П. Дягилева".
"Клеопатра" (1909), "Шехерезада" и "Карнавал" (1910), "Видение розы" и "Нарцисс" (1911),
"Синий бог", "Дафнис и Хлоя" и "Послеполуденный отдых фавна" (1912), "Игры" (1913)
поражали пресыщенную западную публику декоративной фантазией, богатством и силой
цвета, а разработанные Бакстом оформительские приемы положили начало новой эпохе в
балетной сцено-графии. Имя Бакста, ведущего художника "Русских сезонов", гремело
наряду с именами лучших исполнителей и знаменитых балетмейстеров. На него сыпались
интересные заказы и от других театров.
Все эти годы Бакст жил в Европе, лишь изредка возвращаясь на родину. Это было
связано не только с необходимостью постоянно находиться при балетной труппе, но и с тем
обстоятельством, что он, как еврей, не имевший так называемого права на жительство, не
мог оставаться надолго в Петербурге. Правда, в 1914 г. он был избран членом АХ и получил
такое право, но Первая мировая война окончательно отрезала его от родины. Он продолжал
сотрудничать с дя-гилевской труппой, однако между ним и С. П. Дягилевым постепенно
нарастали противоречия, и в 1918 г. Бакст покинул труппу. Он трудился неустанно, но уже не
сумел создать ничего принципиально нового. Смерть от отека легких настигла Бакста в пору
его славы, правда начинающей увядать, но все еще блистательной.
|