БЕКЛЕМИШЕВ Владимир Александрович
Начальное художественное образование В. А. Беклемишев получил в Харькове, где он
посещал студию художника Е. Е. Шрейдера и учился в Рисовальной школе М. Д.
Раевской-Ивановой. В 1878 г. Беклемишев стал вольнослушателем, а через год учеником
скульптурного отделения Петербургской АХ. Занимаясь под руководством профессоров А, Р.
фон Бока и Н. А. Лаверецкого, юноша успешно поднимался по ступеням профессиональной
школы. В 1883-85 гг. он уже имеет три малые и одну большую серебряные медали. В 1886 г.
за академическую программу "Каин, мучимый совестью после убийсти.1 брата" Беклемишев
был награжден малой золотой медалью, в 1887 г. - за барельеф "Положение во гроб" был
удостоен большой золотой медали. По окончании АХ Беклемишев получил звание классного
художника 1-й степени и право на заграничное пенсионерство.
В 1888 г., посетив Париж, Беклемишен обосновался в Риме, где работал до 1891 г.
Наиболее известным произведением итальянского периода стал выполненный в мраморе
бюст "Христианка первых веков" (1891). В то же время появились и портретные работы
Беклемишева, одни из которых продолжали традиции салонного академизма учителей - фон
Бока и Лаверецкого (два "Мальчика", 1890), другие свидетельствовали о несомненном
реалистическом даровании скульптора, его умении серьезно и вдумчиво наблюдать натуру
("Портрет Милютиной (?)", 1891). Эта своеобразная противоречивость творчества в какой-то
степени сохранится и в дальнейшем. Не случайно обвиняемая в рутине АХ будет называть
Беклемишева в числе ведущих мастеров, а оппозиционно настроенная критика, в свою
очередь, не раз отметит достоинства его произведений.
Вернувшись на родину, Беклемишев показал итальянские работы на выставке 1892 г. и
был удостоен за них звания академика. Всеобщее внимание привлею-а небольшая
бронзовая статуя "Как хороши, как свежи были розы" (1892), сделанная по мотивам
стихотворения в прозе И. С. Тургенева. Литературная повествовательность с оттенком
сентиментализма была характерной тенденцией в изобразительном искусстве тех лет.
Созданное 'в том же ключе произведение Беклемишева неоднократно повторялось в
различных материалах (вариант в мраморе 1896 г.).
В 1894 г., который в истории русской художественной школы был отмечен во многом
прогрессивной реформой АХ, Беклемишев становится профессором-руководителем
скульптурной мастерской Высшего художественного училища при АХ. Вместе с И. Е.
Репиным, В. Е. Маковским, А. И. Куинджи он входит в Совет профессоров, актин-ная
педагогическая деятельность в течение всех последующих лет является важной частью его
жизни. С искренней теплотой вспоминали Беклемишева даже самые строптивые ученики,
отрицавшие, в поисках собственного пути, косность академических доктрин. По словам С. Т.
Конёнкова, "добропорядочный, аккуратный, вежливый" Беклемишев "был воплощением
старой Академии", однако "интересы искусства он.ставил выше личных отношений". "Я не
могу забыть, - пишет Конёнков, - как внимательно и чутко относился Беклемишев к моему
творчеству, когда я вышел из стен Академии. Он посещал все мои московские выставки, а
когда в 1916 году я был избран академиком, Беклемишев приехал из Петрограда в Москву,
чтобы лично горячо и искренно меня поздравить". Немало примечательного сообщала в
своих письмах родным А. С. Голубкина, пришедшая в Высшее художественное училище в
1894 г. Для нее Беклемишев не только "замечательно добрый и хороший человек", но и
"очень крупный художник". И хотя ее "душа протестует" против мистицизма знаменитой в
свое время статуи Беклемишева "Святая Варвара-вели-комученица" (1894), Голубкина
замечает: "Только в одном я с ним согласна, что он вводит в скульптуру психологию. А
раньше этого почти не видать было. Уж тут я смотрела, смотрела, слушала, слушала,
удивлялась без конца..." Преподавание не препятствовало плодотворной творческой
деятельности скульптора в области станковой, мемориальной и монументальной пластики. В
1900 г. он получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. В музеях Москвы,
Петербурга и других городов России хранится немало произведений Беклемишева. В числе
лучших прежде всего следует назвать жанровую композицию "Деревенская любовь" (1896),
которую одобрительно приветствовал В. В. Стасов и сразу же приобрел для своей галереи П.
М. Третьяков. В большом ряду скульптурных портретов, созданных Беклемишевым, бюсты
видных деятелей русской науки и культуры - физика Н. Н. Бекетова (1894), художников А. А.
Риццони (1902) и В. Е. Маковского (1906), музыкантов М. Н. Беляева (1903), В. И.
Софонова(1910)и др. Среди многочисленных портретных статуэток, мастерски выполненных с
натуры, особой пластической выразительностью отличается изображение сидящего в кресле
актера В. Н. Давыдова (1916).
Беклемишев довольно часто представлял свои проекты в конкурсах на
монументальные произведения. Из них были осуществлены памятники А. С. Грибоедову для
русского посольства в Тегеране (1904), Ермаку в Новочеркасске (1904), С. П. Боткину в
Петербурге (1908). В 1897 г. в Петербургской консерватории была установлена большая
мраморная статуя П. И. Чайковского, высекавшаяся в Италии по модели Беклс-мп-шева.
Бронзовый отлив другой значительной работы мастера - мраморного бюста А. И. Куинджи
(1913) - был поставлен в 1914 г. на надгробии художника в Некрополе мастеров искусств
Александро-Невской лавры.
|