БИЛИБИН Иван Яковлевич
Сын военно-морского врача, потомок древнего рода, И. Я. Билибин предполагал стать
юристом и закончил полный курс юридического факультета Петербургского университета
(1896-1900). Но одновременно занимался в Рисовальной школе' при ОПХ, в мастерской А.
Ашбэ в Мюнхене, в школе М. К. Тенишевой у И. Е. Репина. Уже исполнив первые работы
для журнала (1899) и став в следующем году членом объединения '"Мир искусства", он
продолжал учебу вольнослушателем в мастерской И. Е. Репина в АХ. Известность Билибину
принесли иллюстрации к русским народным сказкам, издававшимся для детей:
"Царевна-лягушка" (1901), "Василиса Прекрасная" (1902), "Марья Моревна" (1903). За ними
последовали иллюстрации к другим CK.I:) кам, былинам, а также к сказкам Л. С'. Пушкина,
среди которых выделялись иллюстрации к "Вольге" (1904) и к "Сказке о золотом петушке"
(1910). Русской сказочной теме художник посвятил все свое творчество, серьезно для того
подготовившись: много ездил по России, особенно по Северу, с интересом изучал русское
народное и декоративное искусство.
Билибин рано выработал свой графический стиль, основанный на тщательно
прорисованном и подробном узорчатом контурном рисунке, расцвеченном акварелью.
Стиль этот получил название "билибин-ский", сделался популярным и породил нс-мало
подражаний. Сам художник перенес его из иллюстраций к сказкам в журнальную и
промышленную графику (открытки, рекламные плакаты, календари и пр.), а также в
политическую карикатуру, которой занимался в годы первой русской революции. Его же он
использовал и в своих театральных работах, тем более что Билибину предпочитали
заказывать декорации к спектаклям на темы русских сказок или русской старины. Правда,
первой его работой в театре были декорации к средневековому мираклю "Действо о Теофиле"
(1907). Затем он оформил оперные спектакли "Золотой петушок" (1909) и "Садко" (1914) Н. А.
Рим-ского-Корсакова, "Руслан и Людмила" М. И. Глинки (1913) и стал признанным
театральным художником.
В разгар революционных событий, осенью 1917 г., Билибин уехал из Петрограда в
Крым, где владел участком земли, а в начале 1920 г. ему удалось добраться до Египта. Он
жил сначала в Каире, потом в Александрии - оформлял балетные спектакли для труппы Анны
Павловой, делал эскизы росписей для православного храма. В 1925 г. переехал в Париж, гдг
интенсивно работал - оформил 10 спектаклей, среди которых наибольшую известность
приобрели оперы "Сказка о царе Салтане" (1929) и "Сказание о граде Китеже и леве
Февронии" (1934) Н. А. Римского-Корсакова, "Князь Игорь" А. П. Бородина, "Борис Годунов"
М. П. Мусоргского (обе 1930), а также иллюстрировал народные сказки, в том числе и
французские. В 1936 г. Билибин вернулся на родину и был хорошо принят. Он получил место
профессора графической мастерской ИЖСА в Ленинграде, в 1939 г. стал доктором
искусствоведения. Тогда же художник оформил спектакли "Сказка о царе Салтане" (1937) и
"Полководец Суворов" (1939), выполнил иллюстрации к роману А. Н. Толстого "Петр I" (1937)
и к "Песне про купца Калашникова" М. Ю. Лермонтова (1939). В первую же блокадную зиму в
Ленинграде Билибин умер от голода.
|