БОРИСОВ-МУСАТОВ Виктор Эльпидифорович
В. Э. Мусатов (впоследствии добавивший себе в качестве второй фамилии отчество
отца) родился в семье мелкого железнодорожного служащего. Полученная в детстве травма
сделала его горбуном, но не отняла у него ни любви к жизни, ни энергии. Его
художественное образование было беспорядочным: он обучался то в МУЖВЗ (1890- 91 и
1893-95), то в АХ (1891-93) и одновременно работал самостоятельно. Три зимы (1895-98)
молодой художник провел в Париже, занимаясь в мастерской отличного педагога Ф. Кормона
и внимательно приглядываясь к тому, что происходило во французском искусстве. Особенно
его интересовала живописная система импрессионистов и искания символистов.
Вернувшись в Саратов, Борисов-Мусатов написал картину "Автопортрет с сестрой"
(1898), в которой впервые обнаружилось его стремление представить реальный мир как
напоминание об ином, нереальном и прекрасном мире прошлого, выразилась склонность к
декоративизму, превращающему картину в подобие панно, и даже любовь к характерному
сине-зеленому колориту.
Правда, последующие попытки развить намеченное нс сразу привели к успеху:
картины "Осенний мотив" (1899) п "Гармония" (1899-1900) выглядели как пашшые
изображения костюмированных сцен. Но вскоре он создал несколько прошиедений очень
высокого уровня, которые принесли ему известность. Постоянными персонажами этих (и
большинства других) картин стали молодые женщины в стари пп 1,1 x платьях на фоне
барской усадьбы; но :)T() не были исторические картины. Самые общие, приблизительные
приметы старины нужны были художнику для того, чтобы с их помощью передать свое
элегическое чувство, питаемое размышлениями о невозвратно ушедшем прошлом. Таковы
двухфигурные композиции "Гобелен" (1901) и "У водоема" (1902). После них художник
обратился к композиции более сложной - "Изумрудное ожерелье" (1903-04), включающей в
себя уже шесть фигур, связанных общим сложным движением и отчетливо ощущаемым
ритмом.
Еще в 1899 г. Борисов-Мусатов стал членом МТХ и вскоре, несмотря на слабое
здоровье и на то, что жил не в Москве, оказался одним из его лидеров: он энергично
занимался устройством выставок в Москве и Петербурге и заметно влиял на художественные
позиции объединения. Картина "Водоем", показанная на одной из выставок МТХ, имела
громадный успех и принесла популярность ее автору, до того ценимому только в узком кругу
коллег и знатоков. В 1903 г. художник покинул Саратов и перебрался в Подольск, чтобы быть
ближе к московской художественной жизни. Он тесно сошелся с
литераторами-символистами, сплотившимися вокруг журнала "Весы" и воспринявшими
Борисова-Мусатова как единомышленника - символиста в живописи. Многие молодые
художники, в том числе П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян, Н. Н. Сапунов, Н. С. Уткин, А. Т.
Матвеев, видели в нем своего идейного вождя. В начале 1904 г. работы Борисова-Мусатова
были показаны в нескольких городах Германии, потом в Париже и вызвали восторженные
отклики критиков. К сожалению, это высокое признание, как на родине, так и за ее
пределами, ничего не меняло в существовании художника, жившего с женой и ребенком
довольно бедно: коллекционеры его работ почти не покупали, и даже Третьяковская галерея,
уступая настойчивости В. А. Серова, приобрела у него лишь однажды картину и два эскиза.
Правда, в том же 1904 г. Борисов-Мусатов получил заказ на четыре росписи для
богатого особняка. Исполнение заказа могло помочь не только как-то поправить материальное
положение, по и реализовать наконец тяготение художника к монументально-декоративной
живописи, которое все более явственно проступало в его станковых вещах. Предложенную
тему "Четыре времени года" он трактовал очень своеобразно, продолжив начатое в прежних
работах, даже используя полюбившиеся ему мотивы и детали, но подчинив их совершенно
новому композиционному решению. Акварельные эскизы, исполненные им, обещали
незаурядное произведение, однако росписи не были осуществлены по неизвестным
причинам. Вскоре художник вновь переменил местожительство, переехав в Тарусу, где
провел последние месяцы жизни. Работал он так же напряженно, как и раньше: создал
несколько превосходных пейзажных этюдов, ставших вехами в русской пейзажной
живописи, и почти закончил картину "Реквием", намечавшую в его искусстве постепенный
поворот к новой стилистике. Но сердце художника не выдержало нагрузки.
Борисова-Мусатова похоронили на берегу Оки, в месте, которое он сам указал незадолго до
смерти. Позднее на могиле поставили памятник работы его друга, А. Т. Матвеева, с
изображением спящего мальчика.
|