БОРОВИКОВСКИЙ Владимир Лукич
В. Л. Боровиковский родился в небогатой семье, происходившей из украинских
казаков. Отец его и два брата, Василий и Иван, были иконописцами, работавшими в
окрестных храмах. Естественно, что иконописцем стал и Владимир. Помимо икон он писал и
портреты, в духе той наивной полупрофессиональной живописи, которая была
распространена на Украине. Случай помог ему расстаться с глухой провинцией. В 1787 г. он
исполнил две аллегорические картины для украшения одного из "путевых дворцов",
возводившихся на пути следования Екатерины II в Крым. Кто-то из свиты императрицы
обратил внимание на самобытные картины и на их автора. Скорее всего это был Н. А. Львов
(архитектор, музыкант, поэт и художник), потому что уже в конце следующего года
Боровиковский оказался в Петербурге, и именно в доме Львова.
Путь в АХ ему был закрыт по возрасту. Несколько лет (с 1792 г.) Боровиковский брал
уроки у И.-Б. Лампи, известного австрийского живописца, работавшего при дворе Екатерины
II; предполагают еще, что он пользовался советами прославленного портретиста Д. Г.
Левицкого. Этого ему оказалось достаточно, чтобы в совершенстве овладеть
профессиональным мастерством. Уже в 1795 г. Боровиковскому присвоено звание
академика, а в 1802 г. советника АХ. Он сделался известным и даже модным портретистом,
на него сыпались заказы от самых высокопоставленных особ, вплоть до членов
императорской фамилии.
Третий великий русский портретист, пришедший вслед за Ф. С. Рокотовым и Д.
Г.Левицким, Боровиковский работал очень много, и наследие его обширно и разнообразно.
Он преуспевал и в парадном портрете (немало его произведений в этом жанре почиталось за
образцы), и в интимном, и в миниатюрном. Он был добросонестен н трудолюбив и все делал
отлично: и даже копии, которые ему заказывали не раз, и даже те портреты, в которых от него
требовали следовать какому-нибудь модному образцу.
Расцвет его искусства был недолгим - чуть более десятка лет на рубеже XVIII- XIX вв., -
но прекрасным. Именно тогда он создал два варианта необычного по своей лирической
камерности портрета, изображавшего Екатерину II на прогулке в Царскосельском парке (1794;
А. С. Пушкин вспомнил о нем при написании эпизода встречи Маши с императрицей в
"Капитанской дочке"); портрет статс-секретаря Д. П. Трощинского (ок. 1795), передающий
внутреннюю силу этого незаурядного человека, выбившегося из низов; а также парадные
портреты: удивительно красивый и экзотичный портрет Муртазы Кули-Хана (1796), пышный
портрет А. Б. Куракина (ок. 1801), выразительно представляющий человека, которого за
любовь к роскоши называли "бриллиантовым князем", а за редкостную спесь - "павлином".
Все же наиболее ярко талант художника раскрылся в серии женских портретов, исполненных
им в те же годы: О. К Филипповой, Е. Н. Арсеньевой, М. И. Лопухиной, Е. А. Нарышкиной, В.
А. Шидловской и др. Они не столь эффектны, как мужские, невелики по размерам, порой
сходны по композиционному решению, но их отличает исключительная тонкость в передаче
характеров, неуловимых движений душевной жизни и объединяет нежное поэтическое
чувство.
Свое блестящее мастерство и зоркость глаза художник сохранял еще долго, но в
1810-х гг. его активность ослабла. На смену прежним вкусам пришли новые, и имя
Боровиковского отошло в тень, уступая место молодым именам: уже блистал О. А.
Кипренский. Старость Боровиковского была грустной. Одинокий человек, он и раньше
довольствовался узким кругом друзей, а теперь совсем сделался нелюдимым, даже избегал
писать письма. Его затянуло увлечение мистицизмом, но и здесь он не нашел отрады. В
конце жизни Боровиковский более не писал портретов, а занимался только религиозной
живописью. Последней его работой был иконостас для церкви на Смоленском кладбище в
Петербурге, носящий следы болезненной экзальтированности. Боровиковский воспитал двух
учеников, одним из которых был А. Г. Венецианов, перенявший от своего наставника
поэтическое восприятие мира.
|