БРЮЛЛОВ (до 1822 - Брюлло) Александр Павлович
Старший брат Карла Брюллова, Александр известен главным образом как талантливый
архитектор. По его проектам построены в Петербурге здания Михайловского театра (ныне
Малый театр оперы и балета им. М. П. Мусоргского, 1831-33), лютеранской церкви Святых
Петра и Павла на Невском проспекте (1833-38), Пулковской астрономической обсерватории
(1834-39), Штаба гвардейского корпуса на Дворцовой площади (1837-43) и др. Он участвовал
также в восстановлении залов Зимнего дворца после пожара 1837 г. Однако современники
ценили в Александре Брюллове не только архитектора, но и художника-графика. Он много
рисовал, писал акварелью, увлекался литографией.
А. П. Брюллов происходил из потомственной художественной семьи. Вместе с тем как
художник он развивался довольно самостоятельно, что свидетельствует о сильной
индивидуальности и несомненном таланте. Его первым учителем был отец, И. П. Брюлло, -
мастер декоративной резьбы; с 1810 по 1820 г. он занимался в архитектурном классе АХ у А.
А. Михайлова (второго). В 1816 и 1819 гг. юноша получил серебряные медали за рисунки с
натуры и архитектурные чертежи. Окончив в 1821 г. АХ с аттестатом 1-й степени, Александр
вместе с братом Карлом через год едет совершенствоваться за границу (Германия, Италия,
Франция) на средства ОПХ. Но еще до отъезда он успел принять участие в работе над одним
из лучших литографических изданий, предпринятых ОПХ, - "Собрании видов
Санкт-Петербурга и его окрестностей" (1821-26), выполнив три прекрасных листа по
собственным рисункам: "Адмиралтейство со стороны Глашки -о штаба", "Сенная площадь в
Петербурге" и "Гулянье на Крестовском острове". Показателен интерес художника к новой,
только еще осваиваемой в России печатной технике - литографии. Отправляя его за границу,
ОПХ наряду с изучением классической архитектуры и составлением архитектурного проекта
поручило Брюллову основательно изучить технику литографии у известного парижского
мастера Г. Энгельмана.
А. Брюллов пробыл за границей с 1822 по 1830 г. В качестве архитектора он составил
проект реставрации Помпейских терм (альбом рисунков "Помпейские термы" с им же
написанным текстом был издан в 1824 г. в Париже). Однако 1820-е гг. в творчестве Брюллова
знаменательны интенсивной работой в технике акварели. Он пишет романтические пейзажи
("Скалы и луна ночью", 1824), создает серию, посвященную восхождению на Везувий,
участником которого стал летом 1824 г., но больше всего занимается акварельными
портретами. В 1825 г. Брюллов сообщает в письме родителям, что уже шесть месяцев не
может уехать из Неаполя по причине большого числа заказов на акварельные портреты.
Слухи о талантливом русском художнике дошли даже до короля Неаполя, и он также
пожелал иметь исполненные им изображения членов своей семьи и царствующих особ.
Установить, сколько именно акварельных портретов написал А. Брюллов в период
пенсионерства, не представляется возможным. Среди известных ныне такие шедевры, как
портрет В. А. Перовского в рост на фоне романтического южного пейзажа (1824), портреты Е.
П. Полторацкой, семьи Г. Г. Гагарина (1827), И. А. Каподистрии, Е. И. Загряжской (оба
1820-е), автопортрет (1830). В этот сравнительно ранний, хотя в высшей степени зрелый
период своего портретного творчества А. Брюллов пользовался акварельной техникой старых
мастеров, то есть работал "сухой манерой", схожей с многослойной корпусной живописью
мелкими мазками, что позволяло ему добиваться глубины и звучности цвета. При этом не
использовались такие драгоценные свойства акварели, как легкость и прозрачность, в
совершенстве выявляемые П. ф. Соколовым или братом художника - К. П. Брюлловым.
В 1830 г. А. Брюллов возвратился на родину. В 1831 г. он получает звание академика.
С 1831 г. он - преподаватель Петербургской АХ, а с 1832 г. - профессор АХ. На 1830-е гг.
приходится расцвет его архитектурной деятельности, осуществляются лучшие его проекты.
Одновременно он продолжает работать и как художник. Появляются акварельные портреты
президента AX A. H. Оленина (1831), видного государственного деятеля М. М. Сперанского
(1833), замечательное изображение H. H. Пушкиной (1831-32) - единственный портрет жены
поэта, созданный при его жизни. В этот период акварельная техника А. Брюллова претерпела
заметные изменения. Он отошел от корпусного письма, мазок стал легче, свободнее.
Художник пишет на желтоватой бумаге, используя ее теплый тон в качестве основного для
изображения лица и рук модели.
Занимаясь акварельными портретами, Брюллов не оставляет и рисованные,
карандашные. Как и в 1820-е гг., они могли носить самостоятельный характер (портреты М. А.
Власова, неизвестного в чине прапорщика, неизвестного с георгиевской лентой) или
предназначаться для перевода в литографию.
В 1930-х гг. А. Брюллов создает несколько замечательных рисунков-оригиналов для
виньеток в книжных изданиях. Это прежде всего проникнутые романтическим настроением
композиции для первой и второй частей "Сочинений" К. H. Батюшкова (1834),
награвированные С. Ф. Галактионовым, и особенно широко известная сцена "Обед у
книгоиздателя А. Ф. Смирдина", выполненная с натуры, также награвированная С. Ф.
Галактионовым и помещенная в качестве виньетки на титульном листе альманаха
"Новоселье" (1833, ч. I). Среди известных литераторов здесь очень выразительно изображен
А. С. Пушкин. А. Брюллов был хорошо знаком с ним. К 1833 г. относятся его рисунки к поэме
Пушкина "Домик в Коломне". Уже после смерти поэта он выполнил другую серию -
иллюстрации к "Каменному гостю" (1839).
В 1840-х и в начале 1850-х гг. Брюллов продолжал работать как художник-график.
Известны его портреты, выполненные карандашом ("Портрет И. И. Клодт") и акварелью
("Портрет блондинки"). В последующие три десятилетия интенсивность творчества художника
заметно падает.
|