БРЮЛЛОВ (до 1822 - Брюлло) Карл Павлович
К. П. Брюллов, как и его старшие братья Федор и Александр, первые уроки рисования
получил от отца, скульптора-орнаменталиста Павла Брюлло, а в 1809 г. был зачислен в
Воспитательное училище при АХ. Учился он блестяще и в 1822 г. закончил обучение с
золотой медалью. В том же году, вместе с братом Александром, он отправился в Италию как
пенсионер ОПХ.
Еще в годы учебы он успел приобрести репутацию отличного портретиста и подтвердил
ее в Италии, исполнив ряд прекрасных произведений. В их числе были портреты М. Ю.
Виельгорского (1828), великой княгини Елены Павловны с дочерью (1830), автопортрет (ок.
1833) и др. Он блестяще выступил в жанре парадного портрета-картины, в котором
впоследствии не знал себе равных. Картины "Всадница" (1832), запечатлевшая Джованину
Паччини, воспитанницу графини Ю. П. Самойловой, и "Ю. П. Самойлова с воспитанницей и
арапчонком" (1832-34) - след его длительного увлечения графиней, которую он писал
неоднократно. Кроме того, Брюллов работал над эскизами и картинами на мифологические и
исторические темы, а также исполнил несколько небольших композиций, посвященных жизни
итальянских крестьян. Наиболее известная среди них - "Итальянский полдень" (1827)-
изображает красивую молодую женщину, занятую сбором винограда. Пойдя дальше по
этому пути и избавившись от элементен идеализации, он мог бы стать лучшим в России
мастером бытового жанра, но этого, к сожалению, не произошло.
Выполняя первое условие пенсионерства, "Итальянский полдень" Брюллов отослал в
ОПХ. Руководствуясь вторым условием, он исполнил превосходную копию "Афинской
школы" Рафаэля (1823-27) - сейчас она украшает Музей АХ в Санкт-Петербурге. Условием
третьим было создание большой исторической картины. На выбор сюжета для нее художника
натолкнуло посещение в 1827 г. Помпеи, погибшей при извержении Везувия в I в. н. э.
Работа над огромным (456х651 см) полотном заняла у него три года (1830-33). "Последний
день Помпеи" стал и остается по сей день самым известным произведением Брюллова, и
вполне заслуженно. Здесь ему удалось поддержать традицию клонящегося к упадку и
скучнеющего академизма - не изменяя его по существу, но лишь умело и эффектно
подправляя приемами живописи романтизма. Вот почему "Последний день Помпеи" с
успехом демонстрировался в Риме (1833) и безо всякого успеха в Париже (1834): для
французов такой компромисс между романтизмом и академизмом был уже вчерашним днем.
Зато в Петербурге картина, показанная в АХ, произвела на публику ошеломляющее
впечатление. А. С. Пушкин передал его в известном шестистишии: "Везувий зев открыл -
дым хлынул клубом..."
Сам Брюллов в Россию вернулся позднее, осенью 1835 г., совершив на обратном пути
небольшое путешествие по Малой Азии и Греции, давшее ему материал для ряда
последующих работ. Его с восторгом встречали в Одессе, потом в Москве и, наконец, в мае
1836 г. в Петербурге. В АХ в его честь устроили торжество. Его называли лучшим
художником России (что тогда было справедливо) и даже гением. Сам Николай I удостоил
его аудиенции. Осенью того же года, по распоряжению императора, Брюллов (вместе с Ф. А.
Бруни) получил звание профессора 2-й степени (в 1846 г. - 1-й) и приступил к занятиям в АХ.
От желающих учиться у него не было отбоя, тем более что он оказался в самом деле
отличным преподавателем - внимательным, заинтересованным в успехе каждого ученика.
От художника ждали новых больших картин. Он было приступил к историческому
полотну об осаде Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 г., посетил Псков,
пытаясь найти, как некогда в Помпее, вдохновляющие впечатления, но работал вяло, а с
1847 г. вообще забросил картину. Давний замысел, который он долго вынашивал, -
"Нашествие Гензериха на Рим" - остался в эскизе, а замысел картины, посвященной
Отечественной войне 1812 г., - в черновых набросках. Художник увлекся еще одним, уже
совсем грандиозным замыслом - "Всеразрушающее время", но и тут дело ограничилось
эскизом. Брюллова теперь хватало только на небольшие композиции, связанные с
восточными темами, вроде "Бахчисарайского фонтана" (1838-49) по мотивам пушкинской
поэмы. Зато художнику по-прежнему не изменяло великолепное мастерство портретиста. О
том свидетельствуют изображения Н. В. Кукольника (1836), В. А. Жуковского (1837- 38), И. А.
Крылова (1839), А. Н. Струговщикова (1840). Одной из вершин его позднего творчества стал
очередной парадный портрет Ю. П. Самойловой с приемной дочерью на костюмированном
балу (до 1842). Другая вершина - драматический автопортрет (1848), запечатлевший угасание
художника и как бы предсказывающий его недалекую смерть.
Здоровье Брюллова было подорвано довольно невоздержанным образом жизни, а
сокрушено - длительной и тяжелой работой над росписями Исаакиевского собора (1843-47),
которую он так и не завершил, передав ее П. В. Басину. Весной 1849 г. он отправился на
лечение за границу: побывал в Германии, Англии, на острове Мадейра (где подлечился
немного), в Испании и, наконец, попал в Рим. Там он успел исполнить несколько
превосходных работ, среди которых выделяются портреты Миксланджсло Ланчи (1851) и
членов семьи Титтони (1851-52). Но силы его иссякали - он умер после очередного
сердечного приступа и был похоронен на римском кладбище Монте-Тестаччо.
|