ДЕЙНЕКА Александр Александрович
Картины А. А. Дейнеки как бы воплощают пафос советской истории 1920-30-х гг., ее
наглядные лозунги и призывы. Радость от торжества индустриализации и прогресса техники,
вера в здоровый дух в здоровом теле - это ощущение мира отразилось в его живописи и
графике с абсолютной полнотой и достоверностью.
До того, как стать студентом Вхутемаса (1920-25), Дейнека учился в Харьковском
художественном училище (1915-17), работал фотографом в угрозыске (1918), оформлял
агитпоезда и делал плакаты для курских "Окон РОСТА". Жизненный опыт и принадлежность к
новому поколению, казалось бы, диктовали ему радикальную художественную позицию.
Между тем, став членом ОСТа (1925), именуемого "самой левой среди правых группировок",
Дейнека оказался в ряду защитников станковой картины и, следовательно, противником
авангардистской программы "производственного искусства". Правда, культивируемая
"остовцами" картина должна была стать абсолютно новой по языку и тематике и с прежними
традициями не связанной.
Прежде всего, Дейнека не был скован живописной традицией, как таковой. Он учился
на полиграфическом отделении Вхутемаса у В. А. Фаворского и И. И. Нивинского; работал в
плакатной и журнальной графике (в журналах "Безбожник у станка", "У станка", "Прожектор")
и в свою живопись привнес чисто графическое понимание формы. Его картины не красочны -
динамическая выразительность композиций строится на точно выверенном линейном ритме,
обретающем в лучших работах знаково-плакатную и одновременно монументальную
лаконичность ("На стройке новых цехов", 1926; "Оборона Петрограда", 1928; "Лыжники",
"Бег", обе 1934).
Динамичный ритм, подчеркнутая предметность и любовь к резким ракурсам становятся
своего рода "визитной карточкой" художника - по этим признакам безошибочно узнается не
только его книжная графика ("Кутерьма" Н. Асеева, 1930), плакаты разных лет,
монументальные работы (мозаики московских станций метро "Маяковская", 1939,
"Новокузнецкая", 1943), но и более поздняя живопись ("Окраина Москвы", 1941; "Оборона
Севастополя", 1942; "У моря", 1956-57), казалось бы уже далекая от законов остовской
эстетики.
В творчестве Дейнеки в полной мере воплотились идеи и художественные принципы
мастеров ОСТа - "техницистов", вдохновленных новой жизнью, прежде всего ее
индустриальными и спортивными аспектами, и стилистически тяготеющих к немецкому
экспрессионизму. Даже после распада объединения (в 1931 г.) художник во многом остается
верен его направленности, разве что тема спорта отчетливо выходит на первый план, обретая
вполне аллегорическое звучание: спорт как воплощение силы, здоровья и радости, символ
физической, а значит, и духовной гармонии нового человека. Но сама его живопись
становится менее конструктивно жесткой, условность композиций ближе теперь не к
чертежной, а скорее к фресковой.
Однако параллельно развивается, с годами становясь все более значимой, иная
область его творчества - камерные портреты, натурные пейзажи. В этих "малых" жанрах, уже
не будучи связан задачей дать емкий образ времени, Дейнека вдруг обретает лиричность, в
них открывается талант тонкого живописца, до поры как бы скрытый.
|