ДМИТРИЕВ Владимир Владимирович
В молодые годы В. В. Дмитриев тесно общался с двумя выдающими мастерами
русского искусства - живописцем К. С. Петровым-Водкиным и режиссером В. Э.
Мейерхольдом. У Петрова-Водкина он обучался в Петрограде в частной художественной
школе Е. Н. Званцевой (1916-17), потом в петроградских ГСХМ (1918-21) и стал его
преданным почитателем. У Мейерхольда он занимался в петроградской экспериментальной
театральной Студии на Бородинской (1916-17) и на Курсах мастерства сценических
постановок (1918) и также был его горячим поклонником. Эти обстоятельства повлияли на
выбор творческого пути: прекрасный живописец, Дмитриев полнее и ярче всего выразил себя
как театральный художник.
Первый успех Дмитриева был связан с историческим спектаклем Мейерхольда "Зори"
Э. Верхарна (1920). Но так удачно завязавшееся творческое сотрудничество не имело
продолжения, главным образом в силу сложности характера Мейерхольда: замечательные
эскизы к "Ревизору" Н. В. Гоголя (1926) не были воплощены на сцене, а в 1930 г. между
режиссером и художником произошел окончательный разрыв, мучительно пережитый
Дмитриевым. Лучшие его произведения 1920-х гг. были созданы для музыкальных театров
Ленинграда и Москвы. Яркая живописность, острота новаторских сценических решений и
чуткость к музыкальной основе принесли известность таким его спектаклям, как "Любовь к
трем апельсинам" С. С. Прокофьева (1926), "Борис Годунов" М. П. Мусоргского (1928) и
особенно "Пиковая дама" П. И. Чайковского (1931), декорации к которой заслуженно
считаются классическими.
Музыкальный театр Дмитриев не оставлял и впоследствии, но основные его работы
1930-х гг. были связаны преимущественно с драматической сценой, и главным образом с
МХАТом. Взаимоотношения художника с этим театром складывались трудно: спектакль
"Бесприданница", для которого Дмитриев сделал прекрасные эскизы (1928), не был
поставлен, а эскизы к инсценировке "Мертвых душ" (1930-31) были даже отвергнуты по
причине их непривычной смелости в интерпретации поэмы Н. В. Гоголя. Все-таки в 1930 г. с
успехом прошел в его декорациях спектакль "Воскресение" по роману Л. Н. Толстого, и
именно в оформлении Дмитриева были осуществлены все этапные постановки МХАТа 1930-х
гг.: "Враги" М. Горького (1937), "Анна Каренина" по роману Л. Н. Толстого (1937), "Три
сестры" А. П. Чехова (1940). В них, а также в известном спектакле "Егор Булычов и другие"
М. Горького, поставленном в Театре им. Евг. Вахтангова (1932), художник пользовался
приемами реалистического изображения места действия, к тому времени полностью
возобладавшими в советском театре, но при этом умело обходил опасность впасть в
на-туралистичность и предлагал решения, отличавшиеся сильной образной
выразительностью. Союз с МХАТом оказался настолько прочным, что Дмитриев переехал в
Москву (1938) и стал главным художником театра - сначала фактически, а с 1941 г. и
официально. Следующие работы Дмитриева в драматических и музыкальных театрах Москвы
и Ленинграда - декорации к "Последней жертве" А. Н. Островского (1944), "Великому
государю" В. С. Соловьева (1945), "Войне и миру" С. С. Прокофьева (1946) и другие -
свидетельствовали о новых возможностях его таланта, но тяжелая болезнь прервала жизнь
художника.
|