ДОМОГАЦКИЙ Владимир Николаевич
Детство В. Н. Домогацкого прошло в Швейцарии и на Украине - отец его был
украинским помещиком, врачом по профессии. Однако с юношеских лет жизнь будущего
скульптора неразрывно связана с Москвой. В Московском университете он получил
юридическое образование (1897-1902). Увлекшись скульптурой, Домогацкий стал брать
частные уроки у С. М. Волнухина. Позднее пользовался советами художника С. В. Иванова.
Несколько раз Домогацкий ездил в Париж, где изучал европейское искусство; в 1901 г.
посетил Италию. Особое влияние на его творчество оказали работы П. П. Трубецкого, О.
Родена, анималиста Р. Бугатти. В 1907 г. в Париже он увлеченно изучал технику работы в
мраморе. В 1908- 1910 гг. преподавал в СХПУ.
Домогацкий работал в жанровой, анималистической и портретной скульптуре. Статуэтки
в бронзе и гипсе - "Мальчик в шубе" (1904), "Мальчик на лошади" (1904), "Коровы в стаде"
(1909), "Телята" (1909) - созданы в русле творческих тенденций Трубецкого и Волнухина. А
его работы в мраморе - "Портрет старого актера" (1913), "Владимир Сергеевич Соловьев"
(1915), "Девочка Таня" (1916), "Девушка" (1916), "Портрет Льва Шестова" (1917) и другие -
обладают пластикой, почерпнутой у Родена. Таким образом, в произведениях Домогацкого
русская скульптура имеет немеханический сплав двух различных направленностей.
Все работы скульптора камерны по своему характеру, рассчитаны на лирический,
неторопливый диалог со зрителем.
Став членом МТХ, с 1914 г. Домогацкий участвовал в выставках ТПХВ.
Активная творческая, научно-исследовательская и общественная деятельность
скульптора приходится на послереволюционный период. Продолжая работать в области
портретного жанра, Домогацкий исполнил портреты В. А. Ватагина (1923), Н. А. Семашко
(1924), В. В. Вересаева (1929), К. Маркса (1931). Кроме того, он принимал участие в
конкурсах на памятники А. С. Пушкину и М. Горькому (1938), а также трудился над
созданием мемориальной скульптуры в духе нового времени: им выполнены надгробия
театральным деятелям А. И. Сумбатову-Южину (1928) и А. В. Петрову-Сергееву (1934) на
Новодевичьем кладбище в Москве.
Как председатель подсекции скульптуры ГАХН, Домогацкий занимался теорией и
историей скульптуры, вел экспериментально-исследовательскую работу, связанную с
проблемами технологии материала, формы и фактуры в скульптуре, вопросами реставрации.
Участвовал в подготовке статей о скульптуре для первого издания Большой Советской
Энциклопедии и для Словаря художественной терминологии. Написал ряд теоретических
статей, которые остались неопубликованными. В ГТГ заведовал отделом скульптуры; с 1937
г. стал профессором МГХИ.
|