ЕРМЕНЕВ Иван Алексеевич
"Странностями полна история Ивана Ерменева. Лишь немногие загадки разрешены за
десятилетия, прошедшие с первой, досадно поздней публикации в 1834 году его работ и
биографических сведений, да еще таких скудных", - писал А. Н. Савинов, автор
единственной монографии о художнике (1982).
С того времени ничего не изменилось. Не обнаружены новые документы. Не
увеличился список его работ, состоящий из полутора десятков названий. Достоверно о
художнике известно немногое. В 1767 г. сын придворного конюха Иван Ерменев окончил
Петербургскую АХ. Здесь он занимался в архитектурных классах у А. Ф. Кокоринова и Ж.-Б.
Валлен-Деламота, а завершил обучение в живописном классе С. Торелли, прославившегося
своими аллегорическими картинами, выполненными со всей помпезностью барочного стиля.
Дань барокко отдал и Ерменев в наиболее ранних из известных нам
композициях-аллегориях "На бракосочетание цесаревича Павла Петровича и Наталии
Алексеевны" (1773) и "Благоденствие России" (1774).
Однако самой значительной работой художника, обеспечившей ему почетное место в
истории русского искусства, стала серия из 8 акварелей "Нищие". Относительно ее датировки
у специалистов нет однозначного мнения. По-видимому, все же серия выполнена в период от
середины 1760-х до 1775 г., то есть до отъезда художника в Париж. Шесть листов
изображают одетых в лохмотья слепых стариков и старух, иногда в сопровождении
ребенка-поводыря. Сильное впечатление производят эти лишенные индивидуальных черт,
застывшие, как трагические изваяния, фигуры, монументально возвышающиеся на фоне
низкого горизонта. Две другие акварели - "Поющие слепцы" и особенно "Крестьяне за
обедом" - отличает жанровое решение темы, сближающее их с работами современника
Ерменева - живописца М. Шибанова. Однако никому из русских художников ни до ни после
Ерменева не удалось показать человеческие страдания в эпическом измерении, наполнить
их воистину библейским смыслом, как это сделал он.
Весной 1775 г. имя Ерменева значится в списках допущенных к занятиям в классах
парижской Королевской академии живописи и скульптуры. Во Франции художник пробыл до
1788 г. Из всего, что он здесь создал, ныне известны лишь несколько рисунков. "Жанровая
сцена. Мужчина у стола" и "Аллегория" датированы самим художником: "1788 г.". Более
ранние датировки трех других рисунков предложены А. Н. Савиновым: "Христос среди
учителей", "Милосердный самаритянин" (оба второй половины 1770-х - начала 1780-х гг.),
"Поклонение пастухов" (не позднее января 1781 г.).
Как видим, тематика ранних рисунков соответствует академическому направлению того
времени. Они выполнены в традициях французской академической школы. Тем большее
значение приобретают рисунки, относящиеся к последним месяцам пребывания Ерменева в
Париже и свидетельствующие о его незаурядном мастерстве. На одном представлена
бытовая ситуация, возможно горестные раздумья самого художника. Другой рисунок в
аллегорической форме передает тяжелую и смутную атмосферу ожидания надвигающихся
грозных событий. Ерменев вынужден был покинуть Францию накануне революционных
потрясений.
О последнем, петербургском периоде жизни художника почти ничего не известно. Не
сохранилось ни одного произведения, кроме миниатюрного портрета армейского пехотного
офицера (1792), которое можно было бы с уверенностью приписать Ерменеву. Не знаем мы и
даты его смерти.
|