ЕФИМОВ Иван Семенович
Иван Семенович не скульптор, а изобретатель новых форм", - сказал о Ефимове
художник В. А. Фаворский. Сказано очень точно, по существу, хотя на первый взгляд как-то
странно: какие же это новые формы? Ефимов всю жизнь рисовал и лепил зверей, ковал их из
меди, отливал из бронзы, вырезал из дерева. И звери его выглядят совсем как живые - так
метко схвачено движение, поворот, повадки, так верно выражен характер. А все-таки... Вот,
например, "Баран" (1938). Он весь сделан из медной проволоки. Завитая в мелкие кольца,
она изображает густую шубу барана, завернутая спиралью - его крутые рога. Конечно, такую
форму нужно было сначала изобрести. Вот "Страус" (1935), выкованный из меди, а хвост его -
тоже завитые спиралями медные полосы. Это не просто изображение, а своего рода
скульптурная метафора. Свойства любого материала у Ефимова становятся как бы
характеристиками его персонажей: глянцевитая плавность фаянса неотделима от текучей
подвижности тела готовой к прыжку "Кошки с шаром" (1935), а синеватые полосы на нем
вроде бы и не похожи по цвету, но ясно передают ее тигровый наряд. Потому и кажется, что
кошку эту скульптор не просто подглядел в натуре, а выдумал заново, сконструировал,
отбросив все лишнее, не относящееся к ее пружинной собранности и хищности. Есть у
Ефимова и угловатый, тяжелый деревянный "Вепрь" (1927), и округло-скользкий медный
"Дельфин" (1935) на стеклянном шаре с водой, и хищный "Сокол" (1927), прикованный за ногу
цепочкой... Всех не перечислить! Ефимов учился искусству в частных московских студиях,
потом - в МУЖВЗ (1906-08). Он начинал с живописи, но "изобретение форм", особое чувство
конструктивной выразительности материала сделали его скульптором. Еще он любил игрушки
и сам их замечательно изобретал. Вместе с женой, художницей Н. Я. Симонович-Ефимовой,
устроили они в 1918 г. кукольный театр. Ефимов для него резал из дерева удивительных
кукол. И ставили они в этом театре не только забавные спектакли для детей (по басням И. А.
Крылова, 1917-22; по сказке Х.-К. Андерсена "Принцесса на горошине", 1918, и др.), но и
трагедию У. Шекспира "Макбет" (1921). А еще был у них театр теневой. И замечательные
детские книжки: "Кот, козел да баран" (1924), "Как машина зверей всполошила" С.
Федорченко (1927), "Мена" (1929) и др. Но все вместе - такое разное! - объединялось
темпераментом и изобретательностью, радостью игры не просто в похожие и красивые, но
еще и остроумно придуманные изображения вещи.
|