ЭКСТЕР Александра Александровна
А. А. Экстер (урожденная Григорович) родилась в чиновничьей семье. В 1901 г. стала
посещать занятия в Киевском художественном училище. В 1903 г., выйдя замуж за адвоката
Н. Е. Экстера, устроила в своем доме салон-мастерскую, ставшую впоследствии центром
киевского авангардного искусства. В 1907 г. Экстер уехала в Париж, где некоторое время
училась в частной академии "Ла Гранд-Шомьер". В Париже она познакомилась с
представителями современного французского искусства - Г. Аполлинером, Ж. Браком, П.
Пикассо, М. Жакобом, с итальянскими футуристами.
В 1908-14 гг. Экстер жила в Киеве, Москве, Петербурге, Париже, путешествовала по
Италии и Швейцарии, осуществляя постоянные контакты между русскими и европейскими
"левыми" художниками. Она была участницей почти всех авангардных выставок в России:
Салон В. А. Издебского в Одессе (1909/10, 1911), "Венок-Стефанос" и "Треугольник" в
Петербурге (1910), "№ 4" в Москве (1914). В 1910 г. вступила в объединение "Бубновый
валет" и участвовала в его выставках; в 1913 г. стала членом "Союза молодежи". В 1914 г. в
Киеве организовала авангардную выставку "Кольцо". Работы Экстер демонстрировались и за
рубежом: в парижском Салоне Независимых и на Интернациональной свободной
футуристической выставке(1914).
Ранние пейзажи и натюрморты Экстер обнаруживают сильное влияние французской
живописи ("Античный пейзаж", "Город ночью", "Натюрморт с яйцами", все 1910-х). Увлекшись
футуризмом и кубизмом, она начала создавать самостоятельные композиции, нередко
используя метод коллажа. Де-коративизм живописных произведений художницы особенно
ощутим в беспредметных композициях.
В 1915 г. Экстер примкнула в Москве к группе К. С. Малевича. В это же время она
проявила интерес к прикладным искусствам, использовав кубистические формы для
создания бытовых вещей. Самой яркой страницей творческой биографии художницы стала ее
работа в Московском Камерном театре. Ей принадлежали росписи вестибюля театра и
занавес, оформление драмы "Фамира Кифаред" И. Ф. Анненского (1916), "Саломеи" О.
Уайльда (1917), "Ромео и Джульетты" У. Шекспира (1921). Костюмы и декорации Экстер
особенно впечатляли своей трехмерностью, подчеркнутым пла-стицизмом и звучностью
цвета.
В послереволюционные годы Экстер занималась преподаванием: в 1918 г.-в Одесской
детской художественной школе, а затем в собственной студии в Киеве. В 1921- 22 гг. она
преподавала в московском Вхутемасе. В числе ее учеников были А. Г. Тышлер, И. И.
Нивинский, И. М. Рабинович и др.
В 1920-х гг. художница, как и многие деятели конструктивистского движения,
обратилась к практической работе: принимала участие в оформлении I Всероссийской
сельскохозяйственной выставки (1923), придумывала рисунки для тканей, сотрудничала с
Московским ателье мод, где разрабатывала проекты женской одежды, участвовала в
создании формы для Красной Армии. По эскизам Экстер были выполнены причудливые
костюмы для кинофильма "Аэлита" Я. А. Протазанова. Именно они определили весь стиль
киноленты, ставшей классикой экрана.
В 1924 г. художнице было поручено оформление советского павильона на XIV
Международной выставке в Венеции, где демонстрировались и ее работы. После Венеции
Экстер уехала в Париж для работы над экспозицией советского отдела Всемирной выставки
декоративных искусств. Представленные на ней театральные работы получили золотую
медаль. В Россию Экстер уже не вернулась, она осталась в Париже, а в 1929 г. поселилась
в Фонтене-о-Роз.
За границей Экстер занималась театральными и прикладными работами, создавала
костюмы к балетным постановкам Б. Ф. Нижинской, Э. Крюгер и др. В 1925-30 гг. по
приглашению Ф. Деже преподавала в Академии современного искусства в Париже, а также
давала частные уроки. Ее работы демонстрировались на многочисленных выставках. В конце
жизни художница увлеклась созданием рукописных книг.
|