ФАВОРСКИЙ Владимир Андреевич
Известный прежде всего как книжный график, ксилограф В. А. Фаворский был
создателем произведений во многих видах изобразительного искусства - в монументальной
живописи (в техниках фрески, сграффито, мозаики), театрально-декорационной живописи,
скульптуре, декоративном искусстве. Присущая художнику универсальность, качественно
отличная от искрометной артистической разносторонности мастеров рубежа XIX и XX вв.,
включала фундаментальное осмысление теории искусства, развитую педагогическую
систему, собственно школу Фаворского, что без преувеличения позволяет назвать его талант
близким по духу художникам-мыслителям эпохи Возрождения.
Первые навыки в рисовании Фаворский получил дома под руководством матери,
урожденной Шервуд (дочери известного архитектора В. О. Шервуда). Позднее он посещал
частную студию К. Ф. Юона (1903- 1905) и вечерние занятия по скульптуре в СХПУ. После
окончания гимназии Фаворский в 1905 г. поступил в Мюнхенский университет. Занимаясь на
искусствоведческом отделении философского факультета, он одновременно учился в школе
Ш. Холлоши и в дальнейшем считал его своим основным учителем по искусству.
Вернувшись в 1907 г. в Москву, Фаворский продолжил искусствоведческое образование в
Московском университете и в 1913 г. защитил дипломную работу "Джотто и его
предшественники".
Буквицы к "Суждениям господина Жерома Куньяра" А. Франса, выполненные в 1918 г.,
принесли Фаворскому известность. Растущая потребность нового общества в
иллюстрированной литературе подсказывала художнику основное направление творчества. В
1920-х гг. им были созданы иллюстрации к книгам "Кремль. Свердловский зал" (1921),
"Эгерия" П. П. Муратова (1921), "Домик в Коломне" А. С. Пушкина (1922), "Рассказы о
животных" Л. Н. Толстого (1929).
Наиболее последовательно творческие принципы мастера отразились в работе над
"Книгой Руфь" (1921). Начиная с обложки, титула, шрифта и вплоть до концовки оформление
следует идее произведения, представляя единое пространственное изображение, которое не
нарушает своим вторжением внутреннюю жизнь текста, а передает его стиль, не становясь
при этом стилизацией. Стиль вещи Фаворский определяет как отношение предмета к
пространству, которое, наполняя произведение, "создает мир в пределах, ограниченных
рамой или контурами, бесконечно сложный и цельный". В своем пластическом видении
Фаворский обнаруживает близость к византийским мозаичистам, к Микеланджело, Врубелю.
Фаворский соединяет в одном изображении не только близкие по времени события, но
подчас наполняет пространство целыми эпохами. На фронтисписе "Книги Руфь" к дереву с
раскинувшейся кроной, восходящей к библеискои символике, склонилась молодая женщина,
в линиях фигуры которой одновременно ощущаются и твердость и покорность своему долгу
стать у истоков рода Давидова, насадить древо, увенчанное царской короной. В серии
гравюр "Годы революции" (1928) все пространство охвачено стремительным движением,
калейдоскопом событий, пульсирующим центром которых предстает фигура вождя в
окружении сподвижников; в портрете Ф. М. Достоевского (1929) насыщенный драматизмом
фон-олицетворение действительности - напряженно сжал фигуру писателя, а наклон его
головы и жесткие руки выражают непреклонное противодействие внешним силам.
Уже в ранних критических статьях, посвященных творчеству художника, отмечено его
особое отношение к материалу гравюры. "Архаика Фаворского, - писал в 1923 г. А. М. Эфрос,
- очерчивает себя эпохой первой зрелости ксилографии. Его область -последние десятилетия
XV века и немецко-нидерландская почва". Фаворский, очищая деревянную гравюру от
поздних технических и имитационных наслоений, приведших к утере ощущения материала
(дерева), подчеркивает скульптурность гравюры, уподобляя ее рельефу.
В 1920-30 гг. Фаворский преподавал во Вхутемасе-Вхутеине, заведовал кафедрой
ксилографии. В 1923 г. был избран ректором Вхутемаса; с его руководством во многом
связан расцвет этого учебного заведения в те годы. Собственно с учебной целью были
написаны основные его теоретические работы: "Лекции по теории композиции" и курс "Теория
графики".
В начале 1940-х гг. произошла стилистическая переориентация в творчестве
Фаворского. Художник, отчасти вынужденный считаться с требованиями издательств,
трансформирует формальную выразительность в тонкость обработки формы, изощренную
технику штриха, психологическую глубину образов. Получив возможность работать над
наиболее интересными заказами, он концентрирует внимание на целостном оформлении
книги, связанностью ее частей. В 1950 г. он создает наиболее "монументальную" свою
работу этого периода - оформляет "Слово о полку Игореве"; затем иллюстрирует "Бориса
Годунова" А. С. Пушкина (1954-55).
Последняя работа в области книжной графики - "Маленькие трагедии" А. С. Пушкина
(1959-61). Впервые Фаворскому было предложено выбрать литературное произведение и
формат издания, что обусловило изобразительную свободу художника, позволившую ему
обобщить лучшие стороны своего раннего и позднего творчества. Книге задан подчеркнуто
горизонтальный строй, связывающий четыре произведения. Все ее элементы, по словам
художника, служат для выражения ее серьезности, той страстности человеческих чувств,
которой она полна. Иллюстрации к "Каменному гостю" можно отнести к шедеврам творчества
Фаворского. Ужин у Лауры и сцена дуэли, расположенные через несколько страниц, то есть
разделенные поступательным движением литературного времени, наделены внутренней
временной и пространственной взаимосвязью. Подчеркнутая статичность первой сцены с
последовательно выстроенными планами взрывается стремительным ритмом сцены дуэли, в
которой совмещены элементы предшествующего действия, настоящей и грядущей развязки.
Неубранный стол на Переднем плане напоминает о только что закончившемся спокойно
ужине; следующий план - молниеносный поединок (как у Пушкина) - порывистое настоящее;
далее - Лаура, отвернувшаяся от ужаса происходящего, но так, что изобразительно она как
бы прижимается к голове Дона Гуана - это то, что последует сразу же после дуэли; и
наконец, тень от руки и эфеса шпаги Дона Гуана, превращенная в зловещий крест, нависший
над всем происходящим, - это и есть развязка трагедии. Так в гравюрах художника "время
входит в композицию и композиция становится сложной, многоплановой".
Фаворский и в жизни, и в общественной деятельности, несмотря на множество тяжелых
и сложных моментов, связанных с меняющимися взглядами власти на искусство, ряд
трагедий личного плана (в годы Отечественной войны у него погибли оба сына), оставался
верным своим принципам. Он воспринял и официальное признание с достоинством мудреца
(в 1962 г. Фаворский стал лауреатом Ленинской премии, в 1963-м ему присвоили звание
народного художника СССР). Однажды на вопрос своего ученика о будущем советского
искусства Фаворский ответил по-евангельски: "Нужно так: Богу Богово, а Кесарю Кесарево, -
и добавил: - Надо только, чтобы было построено пространство... Все, что мы делаем, чему-то
служит".
|