ФЕДОТОВ Павел Андреевич
П. А. Федотов, великий художник, "одна из самых ярких и чарующих личностей
русского искусства" (А. Н. Бенуа), не получил законченного художественного образования и
может считаться самоучкой. Родился он в семье мелкого чиновника. В 1826 г. поступил в
московский Кадетский корпус, где занимался настолько прилежно, что за успехи был при
выпуске зачислен в гвардию. Начав службу в лейб-гвардии Финляндском полку (1834), он
проявил себя как примерный офицер и мог рассчитывать на удачную карьеру, однако страсть
к искусству перевернула его жизнь.
Еще кадетом Федотов увлекся рисованием, но оно, наряду с сочинением стихов и
пением под гитару, долго служило ему лишь средством скоротать досуг: он рисовал
карикатуры и портреты друзей. Посещение вечерних классов при АХ и настойчивая
самостоятельная работа расширили его возможности и пробудили желание стать
художником. Некоторое время он пытался совмещать творчество со службой, исполняя
картинки из жизни военных, но тяга к искусству стала непреодолимой, и после мучительных
колебаний он вышел в отставку (1844).
В результате своего отчаянного поступка Федотов лишался не только карьеры, но и
надежного источника существования. На жизнь и немалые профессиональные расходы у
него была только скромная пенсия, половину которой он отсылал родным, бедствовавшим в
Москве. Живя в аскетическом уединении, трудясь без устали, он затеял серию сатирических
нравоучительных рисунков, предполагая впоследствии перевести их в картины, по примеру
английского художника У. Хогарта. Однако, охладев к своему замыслу, исполнил только 8
рисунков, а сюжет одного из них использовал в первой своей картине - "Свежий кавалер".
Утро чиновника, получившего первый Крестик" (1846). Для этого он в течение года
самостоятельно освоил технику масляной живописи. Необходимую практику он получал
по-своему - делая очень маленькие (около 20 см по высоте) портреты друзей и знакомых.
Здесь он интуитивно набрел на незнакомый тому времени жанр портрета-этюда, который
распространится лишь в конце XIX в. Такие портреты он продолжал исполнять и позднее;
некоторые из них, скажем "Портрет Н. П. Жданович за фортепьяно" (1849), признаны
выдающимися.
Картина "Свежий кавалер" - первое в русской живописи произведение бытового жанра,
впоследствии породившее немало подражаний. Она примечательна реалистической
точностью в изображении действительности. Все же в ее замысле еще заметна
прямолинейная назидательность ("поучать обличая"), в построении - перегруженность и
некоторая карикатурность, а в цвете - пестрота и перечерненность. Но уже в следующей
картине - "Разборчивая невеста" (1847), - представляющей собою иллюстрацию к басне И. А.
Крылова, Федотов продемонстрировал отличное владение живописью и тонкость
психологических характеристик. К. П. Брюллов, чей авторитет был неоспорим, одобрил обе
картины и помог Федотову ценными советами.
Вершиной творчества Федотова и самым известным его произведением стала третья
картина - "Сватовство майора" (1848). По-своему использовав опыт академической живописи,
художник сумел так построить композицию, что изображенная сцена выглядела естественно и
одновременно по театральному выразительно. Персонажи и отношения между ними были
психологически точны и убедительны. Добрый юмор и сочувствие людям перекрывали ноту
сатирического осуждения, а высочайшее совершенство живописи заставляло наслаждаться
изображением. Метод работы над реалистической картиной, открытый Федотовым в
"Сватовстве майора", надолго вошел в практику русских художников.
Осенью 1848 г. Федотов представил эту картину Совету АХ и получил за нее звание
академика "по живописи домашних сцен". Год спустя она была показана вместе с двумя
первыми картинами на трехгодичной выставке АХ и имела поистине сенсационный успех,
зрители не отходили от нее. Не меньший успех она имела и в Москве, где Федотов провел
четыре месяца в начале 1850 г. Там же он успел закончить и свою следующую картину - "Не
в пору гость" (или "Завтрак аристократа").
Триумф "Сватовства майора" был высшей точкой в жизни художника. Последние два
года существования Федотова достаточно загадочны. Доброжелательный и общительный по
природе, он замкнулся в одиночестве, безуспешно пытаясь бороться с нуждой. Потерпели
неудачу попытки репродуцировать с помощью литографии собственные картины и издать
серию своих великолеп2ных иронических рисунков на темы городской жизни.
В то же время, как бы торопясь высказаться, Федотов лихорадочно работал над
несколькими картинами, в которых ставил задачи, совершенно новые для него самого и для
всей русской живописи. Большинство из них объединяло стремление художника выйти за
пределы непосредственно видимого глазом и объяснимого рассудком. Вот почему к ним в
той или иной мере приложимо понятие "фантастический реализм".
Картину "Вдовушка" он исполнил в разных вариантах (1851-52), упорно и
последовательно стремясь к волновавшей его цели - показать в сломленной несчастьем
женщине неземное, подобное ангелу, существо, поднимающееся над земными страстями и
страданиями. В картине "Анкор, еще анкор!" (1851-52) художник передал всю нелепость
лишенного смысла существования, губящего человеческую душу. В картине "Игроки" (1852)
Федотов попытался изобразить происходящее не объективно, а с точки зрения
проигравшегося героя, которому его партнеры кажутся страшными фантомами. В
подготовительных рисунках к этой работе он предвосхитил искания художников конца XIX и
начала XX в. (в частности, М. А. Врубеля). Написав между делом прямо из окна комнаты свой
единственный пейзаж "Зимний день. 20-я линия Васильевского острова", он и в нем явился
вестником будущей реалистической пейзажной живописи.
Постоянная нищета, многолетнее переутомление, нервное напряжение и крушение
прекраснодушных иллюзий сказались роковым образом. Весной 1852 г. у Федотова
обнаружились признаки психического расстройства. В июне его поместили в частную
лечебницу, в сентябре перевели в казенную больницу, но здоровье ухудшалось, и 14 ноября
художника не стало.
Имя Федотова всегда почиталось высоко, но главным образом за ранние работы и
особенно за "Сватовство майора", в котором он впервые решительно проложил реальности
дорогу в русскую живопись, став родоначальником бытового жанра и предшественником
художников-передвижников, явившихся четверть века спустя. В поздних же работах он так
разительно обогнал свое время, что их долго не понимали - воспринимали сдержанно,
недоуменно, даже скептически, - и лишь много позднее прояснился смысл и определилось
значение его удивительных прозрений.
|