ФЕОФАН ГРЕК
Феофан Грек относится к крупнейшим мастерам средневековья. Его работы,
исполненные в Византии, не сохранились. Все известные его произведения были созданы на
Руси и для Руси, где он прожил более тридцати лет. Он познакомил русских с высочайшими
достижениями византийской духовной культуры, переживавшей в его время один из
последних взлетов.
Немногочисленные сведения о Феофане встречаются в московских и новгородских
летописях, но особую ценность представляет письмо, написанное около 1415 г. московским
духовным писателем и художником Епифанием Премудрым архимандриту тверского
Спасо-Афанасиева монастыря Кириллу. Сообщение Епифания интересно тем, что дает
уникальную возможность составить представление о принципах работы мастера. В своем
послании он сообщает о хранившемся у него Четвероевангелии, иллюстрированном
Феофаном и украшенном изображением храма Святой Софии в Константинополе. Описание
рисунка приведено со многими подробностями. "Когда он все это изображал или писал, никто
не видел, чтобы он когда-либо взирал на образцы, как делают некоторые наши иконописцы,
которые в недоумении постоянно всматриваются, глядя туда и сюда, и не столько пишут
красками, сколько смотрят на образцы. Он же, казалось, руками пишет роспись, а сам
беспрестанно ходит, беседует с приходящими и умом обдумывает высокое и мудрое,
чувственными же очами разумными разумную видит доброту. Сколько бы с ним кто ни
беседовал, не мог не подивиться его разуму, его иносказаниям "притчам"] и его хитростному
строению".
Из послания известно, что Феофан, "родом грек, книги изограф нарочитый и среди
иконописцев отменный живописец", расписал более 40 каменных церквей в Константинополе,
Халкидоне, Галате, Кафе (Феодосии), а также на Русской земле. В Новгородской III летописи
первая работа Феофана упоминается под 1378 г. Здесь говорится о росписи им новгородской
церкви Спаса Преображения на Ильине-улице - единственной дошедшей до наших дней
работе мастера, имеющей документальное подтверждение и доныне остающейся главным
источником для суждения о его искусстве. Фрески церкви сохранились фрагментарно,
поэтому восстановить систему ее росписи можно лишь частично.
В куполе храма изображена полуфигура Христа Пантократора, окруженная архангелами
и серафимами. В барабане - изображения праотцев, среди которых Адам, Авель, Ной, Сиф,
Мельхиседек, Енох, пророки Илия, Иоанн Предтеча. На хорах в северо-западной угловой
камере (Троицкий придел) изображения сохранились лучше. Придел расписан
изображениями святых, композициями "Богоматерь Знамение с архангелом Гавриилом",
"Поклонение жертве", "Троица". Манера Феофана ярко индивидуальна, отличается
экспрессивностью темпераментом, свободой и разнообразием в выборе приемов. Форма
подчеркнуто живо писна, лишена детализации, строится с помощью сочных и свободных
мазков. Приглушенный общий тон росписи контрастирует с яркими белильными
высветлениями, подобно вспышкам молний освещающими суровые, одухотворенные лики
святых. Контуры очерчены мощными динамичными линиями. Складки одежд лишены
детальной моделировки, ложась широко и жестко, под резкими углами. Палитра мастера
скупа и сдержанна, в ней преобладают оранжево-коричневый, серебристо-голубой,
соответствующие напряженному духовному состоя нию образов. "Живопись Феофана - это
философская концепция в красках, притом концепция достаточно суровая, далекая от
обыденного оптимизма. Суть ее составляет идея глобальной греховности человека перед
Богом, в результате которой он оказался почти безнадежно удаленным от него и может
только со страхом и ужасом ожидать прихода своего бескомпромиссного и безжалостного
судьи, образ которого с крайней суровостью взирает на грешное человечество из-под купола
новгородского храма",- пишет исследователь русского средневекового искусства В. В.
Бычков. Феофан Грек создает мир, полный драматизма, напряжения духа. Его святые
суровые, отстраненные от всего вокруг, углубившиеся в созерцание безмолвия -
единственного пути к спасению.
Стилю Феофана пытались следовать в Новгороде художники, расписывавшие церковь
Федора Стратилата на Ручью, однако в целом индивидуальность мастера оказалась
исключительной для Руси - страны, далекой от духовного опыта Византии и искавшей свой
путь.
После 1378 г. Феофан, по-видимому, работал в Нижнем Новгороде, но его росписи
этого периода до нас не дошли. Приблизительно с 1390 г. он находился в Москве и недолго в
Коломне, где мог расписывать Успенский собор, позже полностью перестроенный. Здесь же,
в соборе, хранилась и знаменитая впоследствии святыня - икона "Богоматерь Донская" (на ее
обороте - "Успение"), позже перенесенная в Благовещенский собор Московского Кремля
(ныне в ГТГ). Ее исполнение некоторые исследователи связывают с творчеством Феофана
Грека.
Мастер выполнил несколько росписей в Московском Кремле: в церкви Рождества
Богородицы с приделом Святого Лазаря (1395), где Феофан работал вместе с Симеоном
Черным, в Архангельском (1399) и Благовещенском (1405) соборах. Последний он
расписывал вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца. В Кремле Феофан
принимал участие в росписях казнохранилища князя Владимира Андреевича и терема
Василия I. Ни одна из этих работ не сохранилась. Не исключено, что Феофан Грек
участвовал в создании икон деисусного чина, находящегося в настоящее время в
Благовещенском соборе. Однако, как доказано последними исследованиями, этот иконостас
не является первоначальным, относящимся к 1405 г., и деисусный чин мог быть перенесен
сюда лишь после опустошительного пожара в Кремле, случившегося в 1547 г. В любом
случае иконы "Спас в силах", "Богоматерь", "Иоанн Предтеча", "Апостол Петр", "Апостол
Павел", "Василий Великий", "Иоанн Златоуст" обнаруживают такие черты стиля и такое
высокое техническое мастерство, которые позволяют предполагать здесь работу великого
мастера.
Манера Феофана Грека в иконописи (если согласиться с тем, что иконы деисусного
чина Благовещенского собора Московского Кремля написаны Феофаном) значительно
отличается от фресковой. Это может быть объяснено спецификой иконописи. Образы
деисусного чина внушительны и монументальны. Почти двухметровые фигуры, исполненные
внутренней значительности и самоуглубленности, составляют единую композицию,
подчиненную одному замыслу - воплотить благодарственную молитву святых Спасу, творцу и
владыке небесных сил, и ходатайство их за род человеческий в день Страшного Суда. Эта
идея определила иконографическое решение и всей группы в целом, и каждого образа в
отдельности. Иконография чина имеет свои истоки в алтарных росписях византийских храмов
и теснейшим образом связана с текстами главных молитв литургии. Подобная программа
деисусного чина со "Спасом в силах" впоследствии получила распространение в русских
иконостасах, но здесь она появляется впервые.
В отличие от фресковой росписи образы икон не столь экспрессивны внешне. Их
драматизм и скорбь словно ушли вглубь, выявляясь в мягком свечении ликов, в
приглушенных цветах одежд. Каждый лик по типу и выражению эмоционального состояния
ярко индивидуален, почти портретен. Контуры фигур более спокойны, в их рисунке яснее
видна классическая традиция, уходящая истоками к античности. Иконы написаны виртуозно,
с использованием сложных и разнообразных технических приемов, которые под силу лишь
выдающемуся мастеру.
Среди икон, предположительно связанных с именем Феофана, - "Иоанн Предтеча Ангел
пустыни", "Преображение" и "Четырехчастная" (все в ГТГ).
|