ФИРСОВ Иван Иванович
Судьба живописца И. И. Фирсова напоминает судьбу Левши из рассказа Н. С.
Лескова. Отец и дед его были художниками. Пятнадцати лет, по императорскому указу, он
отправился, вместе со столярами, резчиками и позолотчиками, в Петербург участвовать в
украшении города по случаю бракосочетания наследника престола - будущего Петра III с
немецкой принцессой - будущей Екатериной II. Фирсов выполнял "золотар-ные работы",
однако быстро обратил на себя внимание художников. В 1747 г. он находится уже в
"живописной команде" Канцелярии от строений и работает под руководством И. Я.
Вишнякова и Д. Валериани. В 1759 г. Фирсов становится придворным живописцем
наследника Петра Федоровича, едет в Ораниенбаум, пишет декорации к оперным
постановкам и оформляет некоторые дворцовые интерьеры. В 1762 г. Фирсова зачисляют в
ведомство Дирекции императорских театров, с которым он будет связан до конца своей
деятельности.
В 1765 г. художник оказался в Париже, в поразившей его атмосфере свободы,
независимости, почтительности. Там написал единственное свое достоверное произведение -
это знаменитая картина "Юный живописец" (1760-е), одна из первых в русском бытовом
жанре.
Судя по лицам, костюмам, обстановке - изображены французы. Мальчик-живописец
перед большим мольбертом пишет портрет маленькой девочки, которая устала от долгого
позирования. Стоящая рядом с ней молодая женщина, вероятно, уговаривает ее посидеть
еще немного. Фирсов замечательно передает естественность поз и движений. Мастерскую
заливает ровный солнечный свет. На стенах - картины, на столе - женский мраморный бюст,
несколько книг и манекен из папье-маше, изображающий фигуру человека. В русской
живописи того времени трудно найти столь же непринужденно, свободно переданное
пространство. Колорит картины розово-серый, серебристый.
Конечно, Фирсов был знаком с живописью Ж.-Б.-С. Шардена, однако просто
подражателем не стал. Он заимствовал главный художественный принцип - увидеть поэзию
повседневности и запечатлеть, остановить жизнь в момент ее наибольшей одухотворенности.
Увы, Фирсов пробыл в Париже лишь два с небольшим года. Он нередко терпел
"крайнюю нужду", так как деньги из России во Францию поступали с большими задержками.
Тяжело сложилась судьба художника по возвращении в Россию. Работа театрального
декоратора - за мизерное жалованье, без выходных и праздников, под началом
третьестепенных иностранных художников - вконец истощила его здоровье. В 1784 г. он
заболел тяжелым психическим расстройством, и никаких сведений о его дальнейшей судьбе
не сохранилось.
|