ФОНВИЗИН Артур Владимирович
А. В. Фонвизин родился в семье лесничего. Начинал в 1901 г. учебу в МУЖВЗ, но был
исключен вместе с двумя друзьями, М. Ф. Ларионовым и С. Ю. Судейкиным, за устройство
не разрешенной начальством выставки. В 1904-06 гг. продолжил образование в Германии, в
частных мастерских Мюнхена. В первом десятилетии века был активным и заметным
участником громких выставок, таких как "Голубая роза", "Венок", Салонов "Золотого руна",
"Венок-Стефанос", "Мир искусства". В 1920-х гг. стал членом объединения "Маковец",
преподавал в студиях Тамбовского Пролеткульта, в нижегородском художественном
техникуме.
На раннем этапе своего творчества работал в русле символизма, в стиле так
называемого лирического примитива. Полотна Фонвизина того времени отличаются
изысканной гаммой. От них словно бы исходит какой-то мерцающий таинственный свет,
создающий определенное душевное состояние. Таковы его "Невеста" (1902), "Леда",
"Композиция с фигурой Христа" (оба 1904).
Однако сегодня Фонвизин более известен как непревзойденный виртуоз акварельной
живописи. К 1930-м гг. он окончательно избрал для себя основную и излюбленную с тех пор
акварельную технику, выявил романтически-приподнятый строй своего искусства, очертил
круг тем, связанных с праздничными образами театра и цирка и с погруженными в радужную
дымку детскими воспоминаниями. Сразу цветом, без карандашной подготовки, он пишет с
натуры воздушно-легкие цветочные натюрморты, тающие в тумане пейзажи, но главным
образом портреты, отдавая предпочтение женским моделям. Любимые его героини - актрисы,
часто в театральных костюмах, связанных с определенной ролью, погруженные в
приподнятую эмоциональную атмосферу сцены ("Портрет Д. В. Зеркаловой", "Портрет Ю. С.
Глизер", оба 1940, и др.). А детская любовь к цирку диктовала ему бесчисленные, уже не
натурой, а фантазией порожденные цветовые наброски нарядных наездниц (серия "Цирк",
1940-70-е). Романтической дымкой овеяны тающие в цветовом мареве образы популярных
романсов (серия "Песни и романсы", 1940-60-е), детские воспоминания о провинциальном
быте ("Извозчики", 1940-е). Сюда же примыкают и лучшие его работы для книги. Между тем
ни импровизационная, как бы небрежная свобода акварельного письма, ни романтическая
мечтательность его образов не отвечали в 1930-х и 1940-х гг. официальным художественным
установкам, и потому творчество Фонвизина подвергалось в ту пору нападкам в печати. А в
годы войны он был на некоторое время выслан в Казахстан за немецкое происхождение. И
все же художник оставался неизменно верен характеру своего дарования, до конца жизни
разрабатывал и варьировал все те же любимые мотивы.
|