ХРУЦКИЙ Иван Фомич (Трофимович)
И. Ф. Хруцкий, поляк по национальности, белорус по месту рождения, окончательно
сформировался как художник в русле русской академической школы. Его дарование было
скромным, однако весьма характерным для мастера салонно-академического направления,
работавшего на рынок и ориентировавшегося на вкусы широких слоев публики. В историю
русского искусства Хруцкий вошел своими натюрмортами - эффектными композициями, где
предметы выписаны с иллюзионистической точностью. Эти его работы, выполненные в 1830-х
гг. - период формирования и распространения натюрморта в России, имели большой успех у
публики и породили волну подражаний.
О ранних годах жизни Хрупкого известно не много. Среднее художественное
образование он получил в Полоцком лицее. В 1827 г. Хруцкий приезжает в Петербург и в 1830
г. поступает в АХ. Здесь прямо или опосредованно он усваивает уроки таких мастеров, как А.
Г. Варнек, М. Н. Воробьев, К П. Брюллов, Ф. А. Бруни. К 1832 г. относятся первые
датированные этюды художника - "Натюрморт с вазой" и "Натюрморт с птичкой". К ним
примыкает группа других подобных же работ ("Плоды и птичка", 1833; "Фрукты", 1834;
"Виноград и фрукты", "Натюрморт с яблоками, виноградом и лимоном", оба б. г.),
отличающихся довольно простыми композициями. Так обозначается главное направление
творчества Хруцкого этого периода - работа над натюрмортом, именуемым в официальных
документах как "живопись цветов и фруктов".
От ранних незатейливых постановок, состоящих лишь из нескольких предметов,
Хруцкий на удивление быстро приходит к довольно значительным по размерам
натюрмортам-картинам со сложной композицией, объединяющей множество разнообразных
овощей, плодов и цветов ("Цветы и плоды", 1836, 1839; "Натюрморт со свечой", "Цветы и
фрукты", "Плоды, фрукты, битая дичь", все 1830-х, и др.). Эти произведения вызывали
восхищение зрителей и критиков-профессионалов. Успех работ способствовал тому, что
художник повторял некоторые из них с незначительными изменениями, добавляя "новые"
предметы: подсвечник с горящей свечой либо тлеющую сигару, спички в бумажной обертке,
обрывок расходного счета с лежащей на нем мелочью. Это вносило в композицию
атмосферу человеческого присутствия. Академический Совет отметил натюрморты Хруцкого:
в 1836 г. он был удостоен большой серебряной медали.
В том же 1836 г. ему было присвоено звание свободного художника "во внимание к
хорошим сведениям <...> в ландшафтной живописи". Ученик М. Н. Воробьева, Хруцкий не
оставляет пейзажной живописи на протяжении всего последующего творчества ("Вид на
Елагином острове в Петербурге", 1839; "Вид в имении", 1847, и др.). Пейзаж часто служил
фоном в его портретах и жанровых полуфигурах. Так, в наиболее значительной работе 1830-х
гг. - "Портрете жены с цветами и фруктами" (1838) - молодая женщина изображена у стола,
заставленного корзинами с плодами, графином с водой и букетом в керамической вазе.
Фоном для всей сцены служит осенний пейзаж, решенный в багряных тонах. Подобная
композиция, представляющая собой некий синтез жанрового портрета, натюрморта и
пейзажа, появилась у Хруцкого как дань своеобразному порождению русской живописи
романтической эпохи. Такие жанровые полуфигуры писали тогда многие художники:
О. А. Кипренский, К П. Брюллов, Ф. А. Бруни, А. В. Тыранов и др. В творчестве
некоторых живописцев (А. Г. Венецианов, В. А. Тропинин) они составили едва ли не главное
направление. И если "Портрет жены" стоит ближе к академическому направлению,
представленному работами К. П. Брюллова и
Ф. А. Бруни, то картина "Старуха, вяжущая чулок" (1838) сближает Хруцкого с
художниками, не имевшими академического образования, - А. Г. Венециановым и особенно
В. А. Тропипиным. За эту свою работу Хруцкий получил малую золотую медаль. В 1839 г. он
был удостоен звания академика живописи. Причем остается неясным, получил ли художник
звание за конкретную работу, или же его удостоили звания "как известного Академии
отличными трудами в портретной, пейзажной и особенно живописи плодов и овощей". Так или
иначе, по с этого времени Хруцкий перестает писать эффектные натюрморты-картины.
Происходят в жизни художника и другие, гораздо более важные события. После смерти отца
он оставляет Петербург и около 1840 г. возвращается в Белоруссию в родительское имение
Захареничи Полоцкой губернии. Однако он не оставляет занятий живописью, хотя теперь в
его работах преобладает иная ориентация, иные направления. Много внимания художник
отдает выполнению церковных заказов. По настоянию своего покровителя, униатского
митрополита Иосифа Семашко, он пишет иконостасы для униатских храмов Вильнюса,
Каунаса и других литовских городов. В этот период Хруцкий принимает участие в издании так
называемого Вильнюсского альбома И. Вильчинского - серии литографированных городских
видов, выпушенных в Париже.
Еще одна линия творчества художника в это время представлена изображением
интерьеров - своеобразным жанром "в комнатах" ("Мастерская художника", б. г.; "Митрополит
Иосиф Семашко слушает в своем кабинете доклад секретаря", "В комнате", оба 1854; "В
комнатах усадьбы художника И. Ф. Хрупкого Захареничи", 1855, и др.). Но, пожалуй, чаще
всего наряду с религиозной живописью он пишет портреты. Портретные изображения, как
правило, введены художником и в его "интерьеры".
В собственно портретном творчестве Хруцкий проявляет себя мастером несколько
суховатым и натуралистичным, выучеником скорее западной, чем русской школы.
Таковы портреты Иосифа Семашко, Потираловской, неизвестного молодого человека
(все 1842). Портрет Миколая Малиновского (1850-е) - может быть, лучший из созданного им в
портретном жанре. Здесь так же, как и в "Автопортрете" (1884), написанном за год до смерти,
Хруцкий усиливает выразительность удачным использованием контрастного освещения -
прием, к которому художник прибегал довольно часто.
Кроме единичных, персональных изображений Хруцкий пишет групповые портреты.
Образцом произведений такого рода может служить "Семейный портрет" (1854) с его
суховатой тщательностью в прорисовке деталей и строгой объективностью в передаче
сходства изображенных. Семейная группа (мать и трое детей) представлена на фоне
паркового пейзажа. В колористическом отношении это хорошо сгармонированная работа,
решенная в сдержанных, приглушенных тонах. Написанный в середине 1850-х гг.,
"Семейный портрет", как и многое в творчестве Хруцкого, представляется явлением
переходным, подготавливающим следующий этап в развитии русской живописи.
|